В Кумертау собираются серийно изготавливать беспилотные вертолеты

2059

В середине октября в Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) состоялось заседание Совета директоров холдинга «Вертолеты России», посвященное развитию производства в холдинге

Совещание в КумАПП

На совещании были обсуждены вопросы «повышения эффективности работы входящих в холдинг предприятий, также расширение модельного ряда авиационной техники, модернизация материальной базы, формирование портфеля заказов на продукцию и др.»

В частности, индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации (ГК) «Ростех» Анатолий Сердюков отметил хорошую динамику развития Кумертауского авиазавода. По словам А.Сердюкова, «сегодня КумАПП находится в стабильном финансовом состоянии и имеет внушительный объем заказов». По утверждению топ-менеджеров холдинга, на данный момент предприятие обеспечено заказами до 2030 г. В портфеле предприятия ремонт и модернизация более 30 вертолетов Минобороны, поставка техники для нужд ФСБ и МЧС России. В числе новых видов продукции, которую собираются осваивать в Кумертау с 2022 г. – беспилотные летательные аппараты вертолетного типа.

Согласно информации, изложенной в одном из официальных годовых отчетов, КумАПП завершило 2014 г. с чистым убытком более чем в 1 млрд руб. Выручка сократилась более чем в 2 раза к уровню 2012 г. – до 4,2 млрд руб. Так в течение 2013 г. предприятием было произведено и поставлено 14 вертолетов марки «Ка» различных модификаций, в том числе 9 машин для Минобороны России, 3 вертолета было отправлено в Китай, один – в Азербайджан.

В 2019 г. временно была прекращена сборка серийных вертолетов в КумАПП. До этого момента в последние три годы предприятие выпускало и реализовывало в среднем 8-12 вертолетов Ка-32 и Ка-226 в год. В 2020 г. производство новых вертолетов было возобновлено. В 2020 г. было построено 4 вертолета марки Ка-32 (два из них для Таиланда), а также был проведен ремонт 4 винтокрылых машин. В 2020 г. КумАПП продолжало выполнять контракт по ремонту и глубокой модернизации противолодочных вертолетов Ка-27 в версии Ка-27М для авиации ВМФ России, а также ремонт и ремонт транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

Также в течение прошедшего 2020 г. авиазавод в башкирском Кумертау осуществлял подготовку производства элементов планера легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т (в варианте 226.54) для Индии. Эти элементы планера вертолета Ка-226Т затем будут поставляться в Улан-Удэ, где намечено осуществлять финишную сборку.

В 2021 г. на авиазаводе в Кумертау планируют построить 7 новых вертолетов (три из них для КНР), а также отремонтировать и переоборудовать 15 винтокрылых машин по заказам различных ведомств. Получается, что по выпуску новых вертолетов КумАПП остался примерно на прежнем уровне.

С помощью модернизации производства и реструктуризации холдинг «Вертолеты России» решил сохранить авиазавод в Кумертау, который семь лет назад стал убыточным. До сих пор 90% производимой продукции предприятия – это готовые вертолеты. По замыслу топ-менеджеров вертолетного холдинга, после завершения модернизации КумАПП вертолеты будут составлять 48% продукции, а еще 52% будет обеспечиваться центрами компетенции (производство несущих винтов, элементов конструкций вертолетов, узлов и агрегатов из композиционных материалов и др.).

В 2016 г. планировалось наладить в КумАПП серийное производство топливных баков для всех моделей вертолетов, выпускаемых компаниями холдинга «Вертолеты России». В 2017 г. намечалось начать серийное производство авиационных подшипников.

Сейчас в официальных сообщениях из Кумертау нет ни слова о работах по созданию перечисленных центров компетенций на авиазаводе. Однако на прошедшем выездном заседании Совета директоров холдинга обсуждался вопрос о создании на КумАПП центра компетенций по производству резино-технических изделий. Сейчас в планах холдинга – развертывания производства технической резины с конкурентной себестоимостью не только для нужд предприятий, входящих в состав ГК «Ростех», но и всех компаний, которым необходимы изделия такого рода.

Вертолеты модели Ка-32

С 1985 г. в КумАПП серийно строятся различные модели вертолета соосной схемы Ка-32. На осень 2021 г. суммарно построено более 240 различных моделей машины Ка-32. Первый полет опытного образца вертолета Ка-32 состоялся в декабре 1973 г.

По утверждению руководства вертолетного холдинга, сейчас один из наиболее перспективных проектов КумАПП – это работы по модернизации многоцелевого вертолета средней грузоподъемности Ка-32. Премьерный показ усовершенствованной машины Ка-32А11М состоялся на МАКС-2021.

Модернизированная машина оснащена двумя 2 двигателями ВК-2500ПС-02 с электронно-цифровой автоматизированной системой управления (до модернизации – двумя двигателями ТВ3-117ВМА). Более мощные двигатели позволили улучшить летно-технические характеристики винтокрылой машины для работы в жарких и горных регионах. По расчетам разработчика, грузоподъемность вертолета возросла примерно на 1,6 т. Мощность силового агрегата вертолета позволяет использовать внешнюю подвеску грузоподъемностью до 5,3 т. Также модернизации подверглись авионика винтокрылой машины. В частности, кабина пилотов оснащена «стеклянной кабиной», т.е. цветными дисплеями. Технические решения, примененные в «стеклянной кабине» вертолета Ка-32А11М, уже апробированы на гражданских вариантах вертолетов «Ансат» и Ми-38.

Предложения по модификации вертолета Ка-32 направлены в первую очередь в Южную Корею, которая имеет внушительный парк машин этой марки (более полусотни).

По заявлению генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, модернизированный вертолет Ка-32 будет готов к поставкам заказчикам в 2022 г.

Производство БЛА БАС-200

Решением руководства холдинга «Вертолеты России» в КумАПП начинает развиваться новое направление – серийное производство беспилотных летательных аппаратов (БЛА) вертолетного типа. По словам Анатолия Сердюкова, первые восемь беспилотных систем БАС-200 должны быть собраны в Кумертау в следующем 2022 г.

Максимальная взлетная масса БЛА БАС-200 составляет 200 кг. Беспилотник может развивать скорость до 160 км/ч и нести коммерческую нагрузку массой до 50 кг. БАС-200 способен выполнять полеты продолжительностью до 4 часов на высотах до 3,9 тыс. м. На МАКС-2021 впервые был продемонстрирован БЛА БАС-200 и наземный комплекс управления, обеспечивающий связь с беспилотником на дальность до 100 км. Длина аппарата БАС-200 – 3,9 м, высота – 1,2 м.

Кумертауский авиазавод уже начал работы по развертыванию серийного производства беспилотной авиационной системы БАС-200, которая разработана специалистами Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов». Бюджет проекта по серийному производству БАС-200 оценен в 1,84 млрд. рублей. Средства планируют привлечь из Фонда развития промышленности по программе «Приоритетные проекты».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"