Летом нынешнего года начала работать единая дальневосточная авиакомпания. До 2025 г. правительство России намерено поставить «Авроре» до 2025 г. 45 воздушных судов отечественного производства на сумму около 57 млрд. рублей
Приобретение самолетов для «Авроры»
Руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров заявил, что возглавляемое им ведомство направило в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ «ценовые предложения и индикативные условия поставки отечественных воздушных судов для единой дальневосточной авиакомпании. Всего до 2025 г. планируется поставить 46 самолетов типа «Байкал», L-410, Ил-114-300 и «Суперджет-100» общей стоимостью около 57,14 млрд. рублей».
Стоит сказать, что накануне МАКС-2021 был сформирован план-график поставки «Авроре» новых самолетов, в который вошли региональные воздушные суда марки «Суперджет-100 (SJ 100) и Ил-114-300, а также машины для местных авиалиний L-410 и ЛМС-901 «Байкал». Самолет ЛМС-901 еще предстоит испытать, сертифицировать и начать серийно строить. В ходе авиасалона в Жуковском было подписано соглашение на поставку восьми самолетов SJ-100 для авиакомпании «Аврора»: корпорация «Иркут» подписало соглашение с Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Также было подписано тройственное соглашение ПАО «Ил», ГТЛК и авиакомпании «Аврора» по поставкам 19 машин Ил-114-300. Поставки «Суперджетов-100» намечены на 2022-2024 гг., а Ил-114-300 – должны начаться в 2023 г.
В нынешнем году правительство России осуществило передачу контрольного пакета акций авиакомпании «Аврора» правительству Сахалинской области. Единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» создана для повышения транспортной доступности всех регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Она должна обеспечить авиасообщением сотни населенных пунктов. Необходимо сказать, что авиакомпания «Аврора» была создана осенью 2013 г. на базе двух авиакомпаний: «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток Авиа».
В июле 2021 г. правительство России утвердило распоряжение о субсидировании дальневосточных авиаперевозок. На льготные пассажирские авиаперевозки между регионами ДФО в 2021 г. намечено направить 1,58 млрд. руб.
Сейчас авиапарк «Авроры» состоит из 22 самолетов: 9 западноевропейских «Аэробусов» А319 и 13 самолетов МВЛ марки DHC-6 и DHC-8 различных моделей, произведенных в Канаде.
Реорганизация ГТЛК
В августе нынешнего года на официальном уровне было заявлено, что в Совет директоров Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) войдут представители Минпромторговли РФ и госкорпорации (ГК) «Ростех». С момента образования ГТЛК (2001 г.) компания полностью находилась под контролем Минтранса РФ. Транспортному министерству принадлежит 100% акций ГТЛК. Соглашение между Минтрансом и Минпромторговли по поставкам самолетов должно быть подписано в сентябре нынешнего года. Данное соглашение должно упорядочить взаимодействие между производителями и покупателями авиационной техники. В середине октября текущего года планируется подписать соглашение ГТЛК с ГК «Ростех» о долгосрочном обязательстве по закупке воздушных судов различных типов и классов для отечественных заказчиков.
Необходимо сказать, что сейчас ГТЛК и лизинговая компания «ПСБ-Лизинг» выполняют контракт в рамках договора по поставке для Национальной службы санитарной авиации (НССА), которая контролируется ГК «Ростех», 66 вертолетов: 29 машин марки Ми-8МТВ-1 и 37 вертолетов марки «Ансат». Контракт выполняет Казанский вертолетный завод (КВЗ), входящий в состав холдинга «Вертолеты России», который контролирует ГК «Ростех». До конца 2021 г. НССА должно быть передано 25 винтокрылых машин. Срок поставки остальных вертолетов до 31 декабря 2022 г.
Новая отечественная авиакомпания
Летом нынешнего года Росавиация выдала сертификат эксплуатанта АО «Авиакомпания «Камчатка», которая базируется в аэропорту Елизово (Петропавловск-Камчатский). Новая отечественная авиакомпания намерена осуществлять полеты на внутренних воздушных линиях с целью повышения доступности авиаперевозок внутри Камчатского края.
На первом этапе своего развития авиакомпания «Камчатка» намерена специализироваться на доставке туристов к популярным природным объектам региона, используя один девятиместный турбовинтовой самолет Цессна «Гранд Караван» (Cessna Grand Caravan) EX американского производства. Самолет имеет следующие характеристики: крейсерская скорость – 320 км/час, радиус полёта – 630 км, длина полосы для посадки – 550 м. Стоимость самолета – около $3 млн.
В 2022 г. планируется приобрести еще три самолета авиации общего назначения (АОН) марки Цессна «Гранд Караван». По мере роста авиапарка руководство авиакомпании планирует перевозить в регионе грузы и почту, осуществлять полеты в медицинских целях и др.
Можно сделать однозначный вывод, что отсутствие нового надежного и экономичного самолета АОН отечественной разработки вынуждает российские авиакомпании приобретать аналогичные самолеты за рубежом.