По результатам комплексного социологического исследования, проведенного по заказу Всероссийского союза пациентов, с защитой прав пациентов на качественную и своевременную медпомощь лучше всего справляются руководители медицинских организаций, страховые компании и прокуратура. При этом подавляющее большинство респондентов отметили необходимость существования независимой от медицинских организаций контролирующей структуры.
Согласно данным исследования, по мнению пациентов, наиболее результативной оказалась практика обращений к руководству того учреждения здравоохранения, где их права были нарушены – после обращения к главврачу в более половине случаев (52%) проблемы пациентов были решены. На втором месте – страховые компании: в 35,2% случаев граждане решили свои проблемы, а в более чем 40% случаев получили ценную консультацию. У страховщиков наименьшая доля отказов в помощи (24,6%). На третьем месте прокуратура – у нее столько же успешных случаев решения проблем (35,2%), но при этом выше доля отказов (32,3%).
Наименее эффективными оказались обращения в профильные органы: Роспотребнадзор и Федеральный фонд ОМС (ФОМС). Этим ведомствам лишь в примерно 20% обращений удалось решить проблемы пациентов при доле отказов выше 40%. Только около четверти респондентов смогли решить свои проблемы в суде или через уполномоченного по правам человека.
При нарушении прав пациента на получение медицинской помощи 68,3% опрошенных советуют обратиться к руководству медицинской организации, 46,6% – к страховому представителю (второй по популярности ответ).
Следует помнить, что в случае спора пациента с медицинской организацией единственным защитником прав пациента, заинтересованным и обязанным по закону отстаивать его права, является его страховая медицинская организация. Страховые представители адресно разбираются в проблемах каждого застрахованного.
Больше 70% опрошенных ответили положительно на вопрос: нужна ли независимая от медицинских организаций структура для дополнительного контроля работы медицинских учреждений. Аналогичного мнения придерживаются опрошенные в ходе исследования эксперты.
По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Дмитрия Кузнецова, у пациента в системе ОМС есть достаточно возможностей, чтобы защитить свои права, главное – уметь ими пользоваться. «Каждый год страховые медицинские организации получают и отвечают на несколько миллионов обращений. Чаще всего требуется консультация страхового представителя, но есть и жалобы на конкретные нарушения со стороны медицинских организаций. Практика показывает, что больше половины этих жалоб обоснованы», – говорит Дмитрий Кузнецов.
«Мы видим, что помощь страховых представителей становится все более востребованной – просто по нескончаемому росту обращений в страховые компании. Обращение к страховому представителю может сэкономить время и нервы пациента – благодаря посредничеству страховых компаний каждый год удается урегулировать тысячи дел в досудебном порядке.», – отмечает он.