Почему выборы скоро поменяют ориентацию: с офлайн на онлайн
Говорить о прошедших выборах можно только как о покойнике: или хорошо или ничего, кроме правды. Хорошего во вранье мало, а правда состоит в том, что их (выборов) давно уже нет. Не было и в этот раз, что в отсутствии настоящего, независимого правосудия – само собой разумеющийся факт. По этому поводу уже нет даже интереса спорить.
Но есть нечто, что под видом выборов, когда раз в пять (а то и шесть) лет объявивший себя несменяемым режим проводит этакий смотр сил. Типа парадов под предводительством Шойгу. Между прочим, на этот раз даже с непосредственным его участием. У парада или как его называют блогеры фестиваль/карнавал политических реконструкций, есть две практические задачи: проверка собственных ресурсов вертикали власти и пропаганда стабильности типа «лучшее – враг хорошего». Ну, и конечно, очередная порция наркоза под названием «выученная беспомощность» для тех, кто хочет правды, сменяемости власти… «все как у людей» там, где люди имеют права.
Я не буду делать «открытий» и рассказывать о том, как делались массовые фальсификации на этот раз. Ничего нового, набор – прежний, плюс три дня (и три ночи) на «работу с документами», а в столице еще и электронное голосование. По моему наблюдению, фальсифицировали везде и повсеместно. Иначе, видимо, реконструкция выборов могла бы превратиться в реконструкцию сказки о голом короле. Тот случай, когда нет предела недопустимого, все средства «хороши» ровно потому, что все пошло немножечко не так. Не так, как планировали кремлевские идеологи реконструкции. Собственно, идея была вполне себе примитивной: недопуск всех, кто мог преодолеть админресурс: и кандидатов и избирателей. Одних «отстреливали» услужливые избиркомы, других вся вертикаль власти «сушила» картинками полной безнадеги. Для этого заблаговременно посадили Навального, а всю его команду выдавили из страны. А еще ввели трехдневное голосование, чтобы ни у кого не вызывало сомнений, как партия власти получит то, что ей по праву не принадлежит. Но Навальный даже из тюрьмы сумел мобилизовать «умное голосование», борьба с которым обнажила все страхи голого короля. Это же надо было добраться до мировых интернет-гигантов и на глазах у всего мира выкрутить им руки ради снятия пары роликов об умном голосовании! А еще, «спалить» долгосрочный проект электронного голосования ради того, чтобы кучку провалившихся единоросов протащить в Думу! Теперь даже самые наивные граждане догадались что прогрессивные инструменты в нечистых руках – все тот же наперсток, но с большими претензиями на прогресс. Особенно, если речь идет о тотальном недоверии власти, которая весь этот механизм создавала с прицелом на 2024 год. Голосование, которое невозможно контролировать –это не просто мечта нынешнего режима, это стратегия его выживания. Можете не сомневаться, никакого другого голосования кроме электронного в России больше не будет. Это как про три дня на опускание бюллетеней: сначала типа эксперимент, потом безальтернативное правило. Вопрос только в том, что умные айтишники уже раскрыли основную часть электронной аферы, а со временем разберутся во всем остальном. Электронное голосование таким образом стало символом большого надувательства. И прогрессивная карета к 2024 году превратится в тыкву. Она будет символизировать бессмысленную процедуру по производству мифов, в которые все равно никто не поверит. Особенно те, кого заставят голосовать.
Нищета и блеск умного голосования
В отличие от некоторых прекрасных людей я ни минуту не верила, что умное голосование, сметет партию власти и в новом составе разных дум появятся несогласованные сверху кандидаты. Я видела, как еще в 2014 году в Жуковском избиркомы тупо переписывали протоколы в качестве крайней меры. И им за это ничего не было, хотя доказательств преступления было более, чем достаточно. То есть, можно даже трижды выиграть выборы, преодолев вбросы и карусели, но защитить результаты победы от вертикали власти нельзя. Ровно потому, что полиция, прокуратура, следственный комитет и суд в ее распоряжении и у нее на службе. А теперь еще прибавилась и вооруженная до зубов Росгвардия. Режим позаботился о том, чтобы выборы никогда не стали поводом для смены власти. На это она тратит большую часть денег российских налогоплательщиков, надо признать, что Лукашенко и Белоруссия – это наше будущее, которое очень быстро становится настоящим.
Но несмотря на все это, умное голосование оказалось единственным источником драйва 19 сентября. Более того, во многом знаковым явлением. Возможно, со временем его оценят даже самые отъявленные скептики.
Во-первых, УГ повысило реальную явку, что не входило в планы фальсификаторов. Я знаю много людей вполне себе либеральных взглядов, которым давно на выборах не за кого голосовать, они уже не первый сезон бойкотируют такие «выборы». Если честно, я и сама к ним принадлежу. Но в этот раз мы пошли голосовать по-умному. Кто-то из солидарности с Навальным, кто-то ровно потому, что власть так активно боролась с УГ, что означало «надо брать». Судя по тому, что за КПРФ голосовали не только преодолевшие чувство брезгливости либералы, но даже те, кто долго имели привычку всегда голосовать за действующую власть («обнаглели и надоели»), настоящие результаты должны были стать сенсацией. Конечно, вопреки стараниям номенклатуры КПРФ, которая приложила массу усилий, чтобы ни в коем случае не оказаться победителем. В Жуковском, где компартия скорее всего выиграла на всех участках, никто из партийных деятелей даже не попытался отстоять голоса своих избирателей, которые ТИК щедро раздала кому надо, по «разблюдовке» от областного начальства.
Впрочем, речь сейчас даже не о том, что фальсификации стали главной скрепой российского подобия выборов. И, конечно же не о Думе, которая давно выглядит как теплое место для надежных придворных. Совершенно без разницы, останется ли в ней Роднина, и что там будет делать странный персонаж Вассерман. Кого там будет больше – коммунистов или жириновцев… Какая разница, если вся их роль – оформлять то, что нужно президенту и его правительству. Захотели заткнуть рот оставшимся независимым медиа – вот вам закон об иностранных агентах, надо пенсии попридержать – вот поправочка про повышение пенсионного возраста…
Дело в том, что несмотря на очевидность этого корпоративного предательства элит, много лет нам казалось, что довольно большая часть населения страны все равно поддерживает власть. Даже не важно, почему: насмотревшись телевизор или в силу природного инфантилизма. Нет, не казалось, мы были уверены – народ в большинстве своем вполне толерантен к несправедливости, не хочет перемен и удовлетворен своим бесправием. Тех, кто думает иначе, единицы, их так мало, что они ни на что не могут повлиять.
Но оказалось, что это не так. Думающих иначе вдруг стало много. По моим ощущениям, несравнимо больше, чем было несколько лет назад. Значит, запрос на перемены есть, он будет расти и нынешняя власть не в силах его ни прекратить, ни возглавить. Она может только сфальсифицировать выборы и сделать вид, что опять победила в конкурентной борьбе.
Это, кстати будет намного проще при владении пакетом «ключей» от электронного голосования. Для этого, правда, придется посадить или выдавить из страны всех математиков-айтишников, программистов, построить новые тюрьмы и лагеря, признать опричнину национальной скрепой, а Эллу Памфилову – героем труда (тайным указом)… И еще можно назначить Лукашенко (в качестве бонуса к Белоруссии) главой наблюдательного совета по надзору за электронным голосованием.