Важно не как проголосуют, а как посчитают. Электоральные особенности 2021

2187

Выборы в России давно стали перфомансом, а не выбором пути развития. Потому что и развития-то уже давно нет, возможно и потому, что еще 20 лет назад все перестали ходить на выборы, в которых можно было еще на что-то повлиять.

С прошлого года при голосовании по изменению Конституции этот перфоманс трансформировался в фестиваль, растянувшийся на несколько дней. Всем понравилось, практику закрепили в законодательстве, «пеньковое» голосование пока оставили за скобками, однако это только пока, потому что нет предела совершенству, тем более в красочных постановках «картинки» всеобщей поддержки.

И почему-то именно после этой довольно наглядной иллюстрации подгонки правил игры под административных ресурс, снятия практически всех сильных оппозиционных кандидатов, появилось довольно большое количество людей, которые в 2021 году поверили, что достаточно просто прийти и отдать свой голос, чтобы вернуть институт выборов. При этом о защите своего голоса, которая уже даже не обсуждается, большинство не думает, за последние два года новых наблюдателей не появилось, а старожилы просто устали набирать доказательства фальсификаций без последствий.

Надо сказать, что за последние годы качественно поменялся и состав избирательных комиссий. Те, кто понимал алгоритмы избирательных процессов, но был не отягощен моралью, прошли через множество судов и вызовы в следственный комитет, которые с 2009 по 2014 год проходили с завидной периодичностью. Те, кто пришел в комиссии за честными выборами, поняли, что в данной парадигме они неосуществимы. Поэтому сейчас в комиссиях много готовой на все молодежи, однако на этом их характеристика заканчивается, больше ничего, как угадывать желания они не умеют, также остались комиссии из педагогов, но они уже не так лояльны. Так что одни хотят, но не могут, а другие могут, но не хотят. И это рукотворный результат, а не эволюция.

Установка была на явку и результат вертикали власти, причем в вертикаль эту вплетались не только представители «Единой России», но и других парламентских партий, ведь у нас как никак демократия, хоть и суверенная.

На аналогичных выборах в 2016 году явка в Жуковском была 28,27% избирателей. В этот раз таких цифр уже стало недостаточно для демонстрации лояльности, было очевидно, что явку будут увеличивать всеми доступными административному ресурсу способами.

Старт выборов оказался довольно вялым, до 11 часов на избирательных участках не наблюдалось ажиотажа. Первыми выстрелили, как всегда, пенсионеры, которые голосуют всегда, во всех обстоятельствах и при любой погоде. Однако утром участковые избирательные комиссии, которые сильно обновились,  были  не готовы к наплыву избирателей. Многие из новичков избирательного процесса не очень понимали сам процесс, его тонкости, алгоритм и специфику. На многих УИКах не было правильно оформленных реестров надомного голосования, списки избирателей были исчерканы переоткрепившимися, то есть, теми, кто решил поменять место своего волеизъявления, происходила какая-то непонятная миграция бюджетников, что вносило дополнительную неразбериху в эту и так новую трансформацию выборов.

При этом сами члены комиссий нередко путались в количестве выданных бюллетеней, например, людям из других областей нужно было выдать только один бюллетень из четырех, людям, с пропиской Московской области выдавали либо два, либо три, либо все же четыре бюллетеня.

В первый раз в Жуковском практически не было независимых наблюдателей. При этом сами комиссии волею обстоятельств стали работать на идею честных выборов, просто в силу своей квалификации, им посчитать-то – задача максимум, так что «креатива», которым наукоград славился последние несколько лет, требовать от них просто бессмысленно. На избирательном участке в школе № 5 юное создание не смогло свой возраст – 18 лет – без подсказки председателя сказать, избирательные книги в силу возраста вообще видело в первый раз. Вообще эта комиссия, созданная из представителей молодежного парламента, потрясала своей непосредственностью и непониманием электорального процесса, хотелось оставить их «на второй год», но рука не поднималась обидеть ребенка.

«Сами суйте ваши бюллетени!  – негодовала женщина на избирательном участке в ДК. – Чего тут понаписали на четыре страницы! Даже заполнить нормально нельзя у вас тут! эти простыни». После чего все смяла и выбросила, хорошо не порвала. Всей комиссией уговаривали расправить все и опустить в урну. А вот на избирательном участке 613 в детской поликлинике на ул. Гудкова избиратель оставил бюллетень, видимо, так и не решив, за кого голосовать.

На одном из УИКов к столу комиссии садится женщина, молодая довольно, лет 45 максимум. Хорошо одетая и ухоженная.  Ее регистрируют, она расписывается и ей выдают по очереди 4 бюллетеня  с дежурной присказкой «Вот это Госдума, персоналии, вот это партии Госдумы, вот это персоналии в Мособлдуму…». У женщины шок, она молча сидит перед комиссией, ничего не берет, просто безучастно на все смотрит. Молчание. Ей говорят: «Заполняйте. Ставьте галочку или крестик напротив выбранного кандидата и партии».  И тут же получают недоуменный вопрос: «А кого тут надо выбирать? А куда?» После чего пошли вопросы, что такое парламент и зачем вообще это надо. Интересоваться о мотивации прийти на выборы не решились, чтобы не рассказывать историю от Рождества Христова.

После обеда стройными рядами пошли бюджетники и сотрудники градообразующих предприятий, то есть, электорат административного ресурса, хотя бы в отношении явки. Именно это позволило Жуковскому, с традиционно низкой явкой на выборах, переплюнуть средний результат по явки в стране – 23%.

Во второй день наблюдалось относительное затишье, на некоторых избирательных участках появлялись стайки перекрепленных бюджетников. Кто-то не выдержал рекомендаций идти в воскресенье, чтобы не дать возможность переписать голоса, и стартанул в субботу. Самые стойкие остались ждать воскресенья.

При этом жалобы избирателей стали все чудеснее, люди, которые годами не требуют от государства права на достойную жизнь, вдруг вспомнили о многих других второстепенных правах, например, на одном из участков избиратель посчитал грубым нарушением своего избирательного права, что его не пустили в помещение для голосования с собакой. На другом участке два пожилых избирателя 80+ требовали выдать им бюллетени по военным билетам 70-х годов прошлого века, так как паспорта забыли на огороде.

Очередной казус умерших традиционно случился со списками избирателей, которые предоставляет паспортный стол. Как рассказал жуковчанин Николай Филиппович, 18 сентября он пришел на избирательный участок № 3749 и обнаружил, что его супруга, умершая в августе 2019 года, до сих пор числится в списках избирателей. Первый раз он обнаружил ее фамилию в списках на выборах в сентябре 2019 года. Тогда председатель УИК сказал, что списки не успели откорректировать, что их обязательно поправят. В 2020 году Николай Филиппович опять обнаружил свою супругу в списках избирателей, и ему опять пообещали их поправить. На этот раз, обнаружив, что списки не поправлены, он потребовал вычеркнуть фамилию супруги, у него попросили свидетельство о смерти, он предоставил копию. С него потребовали подлинник, а потом заявили, что не имеют права вычеркивать фамилии из списка. Пока разбирались Николай Филиппович обнаружил в списке избирателей мужчину из соседней квартиры, которого уже года три нет в живых.

За два дня в Жуковском проголосовали рекордные по меркам последнего времени 40%, причем на некоторых избирательных участках явка перевалила за 60% от общего количества избирателей.

На половине участков Жуковского стояли КОИБЫ, которые электронно обрабатывают и считывают бюллетени, там где установлены стандартные урны, бюллетени положили в сейф-пакеты и убрали в сейф. Вскрывали эти пакеты перед итоговым подсчетом волеизъявления граждан, которое состоялось в воскресенье.

В третий день голосования комиссии заметно подустали и начался просто «фестиваль идиотов», на котором многие из них стали бы членами жюри. К подсчету голосов у многих так и не появились реестры надомного голосования, списки перезакрепленных и допсписки, куда вносят людей с пропиской в паспорте, но отсутствующих в основных списках, вообще для них стали на одно лицо. Плюс «три с половиной» наблюдателя постепенно превращались во врагов, классовая ненависть росла как на дрожжах. Стоит отметить, что вышестоящая территориальная комиссия пыталась сгладить ситуацию, но 50 избирательных участков были похожи на самолеты без пилотов, срывающихся в крутое пике.

А на подсчете начался традиционный цирк, когда «есть цель – не вижу препятствий», потому что препятствий в виде наблюдателей не было. И тогда «спецы» сделали из жуковчан не жителей наукограда, а близлежащую к Раменскому деревню, которая «дала стране угля».  Рекордная явка за 55%, больше половины избирателей за партию «Единая Россия», в Госдуму ее представителя – Романа Терюшкова, а в Мособлдуму – представителя СР Игоря Чистюхина. Вот такие они жуковчане – в федеральное собрание делегируют представителя партии власти, а в региональное – кандидата «Умного голосования» Навального, и по официальной версии делают это одни и те же люди.

Для сравнения, в 2016 году за ЕР в Жуковском на выборах в Госдуму проголосовали 34% избирателей, у коммунистов было 19%, СР не дотянули и до 9%. Но, как видим, жить стало лучше, жить стало веселее, несмотря на то, что в целом рейтинг КПРФ увеличился, в Жуковском, традиционно «красном» городе, как и все наукограды, вдруг упал, а партия власти вдруг стала жутко популярна. И при явке половины избирателей уже невозможно сказать: ваш электорат просто не пришел. Феномен работы административного ресурса на СР и ее одномандатника Игоря Чистюхина наглядно показывает, что чувства меры у этого ресурса нет, как и разумного начала. На выборах Мособлдумы, опять же по версии административного ресурса, жуковчане отдали одинаковое количество голосов КПРФ и СР, по 15%. А Игорь Чистюхин набрал на выборах в Мособлдуму примерно столько же, сколько и Роман Терюшков в Госдуму, причем, формально они представляют разные политические партии и платформы, однако фактически это все та же вертикаль власти, которая скоро сломается под гнетом своей глупости и страсти к жульничеству. Стыдно подозревать, когда вполне уверен.

Что же касается людей, пришедших голосовать и удивившихся результатам, то никакое голосование не может быть умным при фальсификациях, в которых и выборов не разглядеть. На данном этапе нужно уже не просто отдать свой голос, но и защитить его.  Иначе наукоград и дальше будет краснеть, только не в электоральном смысле, а от стыда.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.