На недавно прошедшем совещании в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» были озвучены работы по созданию перспективных винтокрылых летательных аппаратов в России
По сообщению пресс-службы НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», 14 сентября нынешнего года состоялось совместное заседание Научно-технического совета (НТС) НИЦ и холдинга «Вертолеты России», в рамках которого обсуждались вопросы развития винтокрылых летательных аппаратов (ВКЛА) военного и гражданского назначения.
В ходе заседания были заслушаны доклады и выступления представителей ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ», ФАУ «ЦИАМ им. П.И.Баранова», ФГУП «ГосНИИАС», АО «НЦВ Миль и Камов» и холдинга «Вертолеты России».
Открывая мероприятие генеральный директор НИЦ Андрей Дутов сказал, что «на нынешнем этапе традиционные авиационные технологии находятся на точке насыщения и новый рывок в развитии авиатехники можно получить только на новом технологическом укладе. Сегодня основной тренд – это применение технологий искусственного интеллекта (ИИ). По нормам ИКАО уже к 2030 г. можно будет сертифицировать летательный аппарат с ИИ в составе экипажа. Но, начиная производство той или иной техники, в том числе вертолетной, мы должны предварительно проанализировать и соотнести необходимость ее создания с моделью авиатранспортной системы».
Генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало сообщил о видении своего Института по поводу развития винтокрылой авиационной техники на период 2021-2026 гг. Он сказал, что Институт приступил к реализации проектов ВКЛА следующего поколения. В частности, ЦАГИ начал разрабатывать демонстратор перспективного винтокрылого летательного аппарата с останавливаемым в полете несущим винтом, который проектируется в варианте легкого (массой до 300 кг) беспилотного летательного аппарата. Также планируются в рамках НИОКР «Скоростной ВКЛА» по созданию демонстратора, преобразуемого винтокрылого летательного аппарата с гибридной силовой установкой, и в рамках НИОКР «Аэрогород» – беспилотный демонстратор транспортного летательного аппарата для городских агломераций с электрической/гибридной силовой установкой. «Кроме работ по ВКЛА следующего поколения наш институт работает в области модернизации существующих вертолетов. Так, в частности, разрабатываются варианты лопастей несущего и рулевого винтов нового поколения для легкого многоцелевого вертолета «Ансат», которые позволят увеличить полетную массу на 550 кг на крейсерской скорости 250 км/ч. Кроме того предполагается отработка унифицированных лопастей несущего винта вертолетов семейства Ка-27/31/32, Ка-62 и «Минога», а также внедрение новой компоновки ЦАГИ-5 для несущего и рулевого винтов тяжелого транспортного вертолета Ми-26, что позволит повысить максимальную взлетную массу и массу перевозимой платной нагрузки».
По итогам совещания были сформулированы предложения по возможным видам и направлениям исследований по тематике ВКЛА.