Ни рейтингом единым. Как составляются рейтинги в подмосковном образовании и насколько котируется городское образование

3969

В Московской области рейтинги прочно вошли в сферы жизни, от ЖКХ до образования, качество услуг измеряют довольно причудливым способом, без изучения мнения потребителей, основываясь на довольно странных критериях оценки. В результате, рейтинги влияют на управленческие решения и финансирование, но не всегда совпадают с оценкой заказчиков данных услуг. Не стало исключением и образование, в котором ежегодные рейтинги всегда становятся темой для длительных дискуссий. ЖВ поговорили с начальником управления образования Наталией Гусаровой и директором школы № 9 Надеждой Романовой.

На прошлой неделе, каемся, раньше времени опубликовали рейтинг лучших школ Подмосковья, который оказался прошлогодним, так как в сети в предверии объявления появилось множество противоречивой информации. В прошлом году в ТОП-502  вошли 11 жуковских школ, в этом девять. Как вы оцениваете результаты этого года, и почему меньше школ вошло в пятьсот лучших школ региона?

Наталия Гусарова. 27 августа  в правительстве Московской области прошла традиционная ежегодная встреча, на которой подвели итоги уходящего учебного года и наметили направления развития областной системы образования. В ходе встречи и озвучили рейтинг школ Подмосковья на основании так называемой кластерной модели оценивания.  Школы располагают в зеленой (ТОП-502), желтой и красной зонах по многочисленным критериям, которые, в свою очередь, имеют множество показателей. Показатели зашифровываются, и только, когда рейтинг полностью сформирован, происходит раскодировка. Поэтому, когда 26 августа в соцсетях появился «рейтинг-502», причем кто-то увидел четыре школы, кто-то, как вы, 11, я удивилась и начала мониторить сайты министерства образования и правительства Московской области. Это оказался рейтинг прошлого, 2019-2020 учебного года. У нас, действительно, в прошлом году из 15 школ в «ТОП-512» вошли 11 школ. В 2020-2021 – у нас в зеленой зоне девять школ. В ТОП-100 вошли четыре жуковских школы: на 15-й строчке рейтинга – лицей № 14, 16-е место заняла гимназия № 1, 92-е место у школы № 9, на 93-й строчке – школа № 3. Еще четыре школы вошли в ТОП-300:104-е место заняла школа № 10, 137-е место у школы № 12, 159-е место у школы № 8, 181-ю строчку занимает школа № 13. Замыкает рейтинг-502 школа № 6. Да, школ в зеленой зоне по сравнению с прошлым годом стало на две меньше, но лидеры поднялись на несколько строчек, примечательно, что в красной зоне жуковских школ нет.

Хочу отметить, что  в 2018-2019 учебном году в топ вошли всего четыре школы, при этом четыре школы были в красной зоне. Причем, наши сегодняшние лидеры – лицей и гимназия – не вошли. Это был шок! Поэтому говорить, что «раньше было лучше» надо после глубокого анализа, сделанного не «на коленке». Кроме того, такой рейтинг вошел в практику только последние четыре года. Ранее в каждом муниципалитете выбирались (не могу сказать по какому признаку/критериям) несколько школ и уже внутри города рейтинговались. При желании можно посмотреть в интернете, как это выглядело.

То есть, четыре года образование в Подмосковье рейтингуется определенным образом и нужно попасть в правильный формат. Что для этого нужно сделать?

Наталия Гусарова. После результатов 2018-2019 годов были сделаны правильные выводы, проанализированы результаты работы. На базе учебно-методического центра проведена серия семинаров с детальным разбором деятельности каждой школы. И это принесло свои результаты. Повторюсь, по результатам 2019-2020 учебного года из 15 школ 11 в так называемой зеленой зоне и ни одной в красной. То есть, результативность – 73,3%. В этом году у нас из 14 школ девять в зеленой зоне. В красной зоне жуковских школ по-прежнему нет. Результативность – 64,3%. Кроме того, в общем порядке школы «подтянулись», сконцентрировались выше планки в 200. Это в целом по городу. По школам же есть что анализировать. Так, например, сделали рывок школы № 6, 8, 9, 12. Поднялись на несколько пунктов школы № 1, 13, 14. А  вот школы № 3, 10, к сожалению, сдали позиции. Хотя в школе № 10 был «золотой» выпуск и победитель на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Поэтому однозначно говорить о результатах некорректно. Процент чуть ниже, зато ценнее. При этом первое же совещание в новом учебном году мы начнем с анализа результатов рейтинга и работой над ошибками.

И все-таки, насколько рейтинги показывают реальный уровень образования, а главное, не являются ли они такой палкой, которая подстегивает, но не мотивирует на улучшение качества?

Надежда Романова. Рейтинг школ проводится по определенным критериям, разработанным Министерством образования Московской области, которые связаны с результатами образовательной деятельности школ. Это и результаты независимой экспертизы знаний обучающихся, итоги олимпиад, Всероссийских конкурсов, ЕГЭ, участия детей в бесплатных кружках и секциях и много-много других показателей. Поскольку все отражается в Школьном портале, на сайтах, в других открытых источниках, то школа никаких своих данных специально не представляет. Все рассматривается комиссиями Министерства образования по итогам мониторинга, который они проводят сами.

В области более 1300 школ, поэтому попасть в рейтинг непросто. Конечно школы работают не на рейтинг, а на качество знаний, что в условиях дефицита кадров сделать непросто. Качество знаний детей должно быть высоким в любой школе, независимо от ее названия. В десятку на моей памяти входила либо одна школа, либо две. Рейтинг, именно этот, проводится не так давно. И в 100 лучших более 5 школ ни разу не входили. Как правило, этим школам Министерство давало деньги на приобретение дополнительного оборудования, которая школа выбирала сама. Можно говорить, что угодно, но рейтинг все таки нацеливает на лучшую работу школ в целом, и педагогов в частности. Посмотрите, сколько детей стали участвовать в олимпиадном движении, в проектной деятельности, в технических кружках.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"