19 декабря состоялась торжественная церемония пуска в эксплуатацию нового сборочного цеха, расположенного рядом с аэродромом Уктус
В городе Арамиль (население чуть более 15 тыс. чел.) Свердловской области на территории второй очереди особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина» был открыт новый цех по лицензионной сборке чешских самолетов МВЛ семейства L-410. Построенный цех принадлежит Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), который входит в госкорпорацию «Ростех». Сборочный цех на производственной площадке «Уктус» возвели в два этапа. На проектную мощность (до 20 самолетов в год) планируется выйти в 2019 г. По заявлению генерального директора УЗГА Вадима Бадехи, сейчас «уровень локализации производства при сборке самолета L-410 чешской разработки достигает порядка 35%. К 2021 г. уровень локализации должен достигнуть 72%».
По словам В.Бадехи, в 2018 г. УЗГА выпустил пять самолетов L-410 для региональных российских авиакомпаний. В 2018-2019 гг. на авиазаводе в рамках твердых контрактов суммарно готовятся собрать из комплектующих, присланных из Чехии, 23 самолета местных воздушных линий (МВЛ) L-410.
В конце декабря 2017 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов (ныне вице-премьер правительства) заявил, что для нужд российской армии планируется закупить на УЗГА 18 самолетов L-410 в ближайшей перспективе.
Необходимо сказать, что в августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГКМ) стала 100% владельцем чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)». В начале 2016 г. было принято решение о лицензионной крупноузловой сборке самолета Л-410 на УЗГА. Строительство первой очереди сборочного цеха на площадке «Уктус» началось весной 2016 г. Общий объем инвестиций в проект составил около 1,43 млрд руб., из которых 200 млн руб. – это собственные средства УЗГА.
В январе 2018 г. на специализированных авиационных форумах в интернете появилась информация о том, что новые самолеты Л-410 первой партии «лицензионной сборки» прилетели на Урал из Чехии, где они были полностью построены на авиазаводе в городе Куновице.
Затем в СМИ появились комментарии экспертов, что «основной интерес собственников УГМК – генерального директора Андрея Козицына и президента компании Искандара Махмудова – в реализации проекта по L-410 состоит в увеличении европейской «дочкой» УГМК объемов производства узлов и деталей на авиазаводе в Чехии, а на Урале будет производиться только крупноузловая сборка».
Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов L-410 лицензионной сборки осуществляется через механизм финансового лизинга Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) с 2016 г. Программа была продолжена правительством РФ и разбита дополнительно на 2-й и 3-й этапы. Общий планируемый объем инвестиций по программе, с учетом запланированной в 2018 г. субсидии в размере 1 млрд руб., составит 5,7 млрд руб. Общий объем закупок самолетов L-410 по трехэтапной программе – 14 машин.
В августе уходящего 2018 г. правительство России внесло изменения в постановление 2017 г. по субсидированию ГТЛК. Предусмотрено выделение денег в размере 1,7 млрд руб. для закупки в 2019 г. четырех (по другим данным – пяти) самолетов МВЛ L-410. Также 1 млрд руб. на приобретение L-410 будет привлечен из внебюджетных источников. Итого почти 2 млрд руб.
Несколько лет чешские авиастроители работали над созданием усовершенствованной модели самолета L-410 – машины L-410NG. В январе 2018 г. чешский модернизированный 19-местный самолет получил сертификаты Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA) и Федеральной авиационной администрации (FAA). Первый серийный турбовинтовой L-410NG должен быть поставлен заказчику в конце 2018 – начале 2019 г.
Сейчас в Минромторговли России рассматривается вопрос о создании 40-местного турбовинтового самолета МВЛ. За основу планируется взять проект конца 80-х годов прошлого века – самолет L-610, первый полет которого состоялся в декабре 1988 г., а затем программу заморозили.