Начальнику Школы летчиков-испытателей ЛИИ Александру Крутову – 70 лет

1019

Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель Александр Валерьевич Крутов 12 августа отмечает свой 70-й день рождения. Александр Валерьевич четверть века отдал испытательной работе в Летно-исследовательском институте, выполнив большой объем работ на самых разнообразных самолетах. А еще летчик совместно с Игорем Викторовичем Вотинцевым осуществил посадку самолета Су-25 УТГ на палубу единственного отечественного авианосца «Адмирал Кузнецов», носившего на тот момент название «Тбилиси». После ухода с испытательной работы Александр Валерьевич в 2013 году возглавил знаменитую Школу летчиков-испытателей им. А.В. Федотова и занимал пост руководителя этого уникального учебного центра до 2019 года.

Родился Александр Валерьевич Крутов 12 августа 1951 года в городе Кинешма Ивановской области. С восьмилетнего возраста проживал в Иваново, где в 1968 году окончил среднюю школу №55. Трудовую деятельность начинал учеником фрезеровщика на Большой Ивановской мануфактуре. Затем работал техником  охранной сигнализации вневедомственной охраны Фрунзенского районного отдела внутренних дел  г. Иваново. После призыва в 1968 году в ряды вооруженных сил, Александр Валерьевич был направлен на обучение в знаменитое Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1973 году.  До ухода в запас  в звании капитана в 1980 году, служил в строевых частях военно-воздушных сил. В 1981 году Александр Валерьевич окончил Школу летчиков-испытателей. 25 лет своей жизни (1981-2006 гг.) посвятил испытательной работе в летно-исследовательском институте. За эти годы он осуществил большой объем испытательных работ,  среди которых испытания самолетов Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, испытания штурмовика вертикального взлета и посадки Як-38 на прочность и устойчивость. Кроме того, Александр Валерьевич выполнил испытания корабельных истребителей Су-27К и МиГ-29К. Первого ноября 1989 года летчик совместно с Игорем Викторовичем  Вотинцевым осуществил первую посадку самолета-штурмовика Су-25УТГ на палубу авианесущего крейсера «Тбилиси» (в составе флота данный авианосец носит название «Адмирал «Кузнецов») и провел его испытания. Позднее А.В. Крутов так вспоминал о посадке СУ-25УТГ на палубу авианосца: «В тот день никто не знал, что будет посадка на корабль. Если готовится какое-то событие, то, как правило, собираются генеральные конструкторы, министры и генералы, но в тот день никого из них не было. Первым полетел испытатель КБ Сухого Виктор Георгиевич Пугачев на Су-27К и… сел на корабль. Видимо, разрешение было получено в самые последние минуты. Представители КБ Микояна заволновались: как же так, Су сел – и мы хотим. Им тоже разрешили. Сел МиГ-29К. Дальше нам лететь на Су-25. Мы не собирались садиться. Но я убедил ведущего инженера и летчика-испытателя КБ Микояна Игоря Вотинцева, с которым испытывал этот самолет, что мы тоже должны сесть. Они очень опасались, поскольку посадка не планировалось. Этого даже не было записано в полетном листе. Погода была в тот день отвратительная, нижний край облачности – метров 150. Это и для посадки на земле, в общем, на пределе, а тем более для корабля. Но я им говорю: «Вы что, не хотите стать участниками такого события? Ну пусть мы не самые первые сядем, но в тот же день, который войдет в историю!». Уговорил, и мы на корабль сели. На следующий день, кстати, прибыло начальство и вместо поздравления принялось нас ругать. Во всяком случае, мои начальники, руководство ЛИИ, меня ругали: «Мы планировали, что ты будешь в передней кабине, а ты был в задней». Су-25УТГ – двухместный самолет, и обычно его пилотируют из передней кабины, задняя, где был я, – для инструктора, поэтому первую посадку делал Вотинцев из передней кабины. На следующий день мы пересели и, когда взлетали с палубы, а затем опять садились, в передней кабине был уже я.  Первым в тот же день, 1 ноября, взлетел на МиГ-29К Токтар Онгарбаевич Аубакиров, испытатель КБ Микояна. Су-27К Пугачева остался ночевать на корабле и на следующий день взлетел третьим. Мы взлетели раньше и ждали его в воздухе, чтобы вместе лететь в Саки. Он взлетел не сразу. При взлете за самолетом поднимается газоотбойный щит, и, когда Су-27К вывел двигатель на форсаж, этот щит рассыпался. Он состоял из плит, охлаждаемых водой, и одна плита улетела – вода пошла, пар. Потом самолет все же взлетел уже без щита. Я это все сверху наблюдал, когда мы кружили над кораблем».

Указом Президента РФ Бориса Ельцина от 19 сентября 1995 года Александру Валерьевичу Крутову за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, было присвоено звание Героя Российской Федерации. А 22 марта 1999 года испытатель удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель РФ».

После ухода с испытательной работы Александр Крутов в 2006-2013 гг. работал начальником вертолетного поисково-спасательного отряда летно-исследовательского института им М.М. Громова. В 2013  году был назначен начальником знаменитой Школы летчиков-испытателей (ШЛИ) им. А.В. Федотова и занимал этот пост в течение шести лет. В интервью корреспонденту ЖВ Юрию Пономареву, которое Александр Валерьевич дал в 2017 году к 70-летию Школы летчиков испытателей, испытатель рассказал о нынешнем положении дел в уникальном учебном центре подготовки летчиков. Александр Валерьевич отметил, что несмотря на проблемы учебного заведения с техникой и кадрами «удалось сделать так, что летчики-инструкторы ШЛИ не только занимаются подготовкой слушателей, но и работают в ЛИИ, летают на испытания. Раньше, к сожалению, летчики-инструкторы Школы не летали на испытания». Также летчик  поделился воспоминаниями о своей учебе в ШЛИ в 1981 году и  планами на будущее.  По стопам Александра Валерьевича пошел его сын Евгений, ставший летчиком-испытателем ЛИИ и в апреле нынешнего 2021 года удостоенный звания Героя Российской Федерации.

ЖВ  поздравляют  Александра Валерьевича с юбилеем  и желают ему крепкого здоровья.

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут