Руководитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь в рамках авиасалона МАКС-2021 заявил, что корпорация «рассчитывает к 2025 г. выпускать 230 самолетов каждый год».
«За три года мы фактически в 2,5 раза должны увеличить количество самолетов. К концу первой пятилетки, к 2025 году, по нашему плану финансового оздоровления 230 самолетов в год Объединенная строительная корпорация будет выпускать», – сообщил журналистам Юрий Борисович. Ранее вице-премьер Юрий Борисов заявил, что с 2024 г. ОАК должна производить более 100 гражданских самолетов ежегодно.
В связи сенсационным заявлением Ю.Слюсаря, вспомнилось его выступление на Втором съезде авиапроизводителей в апреле 2015 г. в Ульяновске, на котором Юрий Борисович пообещал, что ОАК к 2025 г. будет выпускать не менее 300 самолетов в год. Прошло шесть лет, и Юрий Борисович подкорректировал количество выпускаемых самолетов в сторону уменьшения. Необходимо уточнить, что речь идет о самолетах военного и гражданского назначения.
Все это напомнило мне обещания отдела пропаганды ЦК КПСС по увеличению производства мяса, молока, яиц, шерсти и др. от одной пятилетки к другой на фоне пустых полок в мясных отделах советских гастрономов.
Подобные корректировки в сторону уменьшения были и раньше. По поводу грандиозных планов напомню, что 26 февраля 2007 г. на заседании Совета директоров ОАК главной повесткой мероприятия было утверждение трехлетнего плана по созданию самолетов гражданского назначения. Планировалось, что за год на рубеже 2012 г. будет строиться 150 самолетов различных классов, что должно было привести к четырехкратному увеличению серийного производства в течение трех лет. Заметим, что в первоначальной стратегии корпорации, проект которой был подготовлен в 2008 г., говорилось о занятии к 2025 г. 12-15% мирового рынка авиалайнеров.
С учетом новой Федеральной целевой программы по авиации, разработанной Минпромторговли России в 2012 г., доля российских производителей самолетов на мировом рынке в денежном выражении к 2025 г. составит 3,1%, заявляли в ОАК. Это приблизительно 190 самолетов гражданского назначения в год.
В конце апреля 2008 г. Совет директоров ОАК скорректировал (уменьшил в два раза) ранее принятый пятилетний план производства авиалайнеров (от трехлетнего плана решили отказаться), рассчитанный на период 2008-2012 гг.
Согласно новому плану, до января 2013 г. на авиазаводах, входящих в ОАК, намечалось изготовить 9 дальнемагистральных авиалайнеров семейства Ил-96, 58 среднемагистральных самолетов семейства Ту-204/214 и 118 региональных машин «Суперджет-100», Ан-148 и др. Однако в январе 2010 г. стало ясно, что за два оставшихся года двум авиазаводам – в Воронеже (Ан-148) и в Комсомольске-на-Амуре («Суперджет-100») не потянуть выпуск 100 региональных самолетов.
Теперь стоит напомнить, что в 2018 г. было построено 35 гражданского и специального назначения, в 2019 г. – 23 самолета, а в 2020 г. – 19 машин.
В прошлом году на официальном уровне было заявлено, что в 2020 г. военные части российской армии получили порядка 170 новых самолетов и вертолетов, в том числе военных вертолетов – порядка 95 единиц. Это и производство и поставки.
Стоит учесть, что в число новых самолетов, полученных Минобороны России в 2020 г., вошли 15 легких двухмоторных учебно-тренировочные самолетов Diamond DA42Т, которые собираются по лицензии с 2017 г. на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА, г. Екатеринбург) из машинокомплектов, получаемых из Австрии. Тем самым был завершен контракт с австрийской компанией Diamond Aircraft Industries на поставку 35 учебно-тренировочных машин для военных летных училищ.
Однако, в феврале 2021 г., согласно скорректированным данным, в 2020 г. Воздушно-космические силы (ВКС) России получили в рамках гособоронзаказа один истребитель Су-57, четыре новых истребителя МиГ-35 (три МиГ-35С и один МиГ-35УБ) и четыре новых учебно-боевых самолета Як-130. Всего в рамках гособоронзаказа в 2020 г. построено 23 легких боевых самолетов (Су-35С, Су-34 и др.).
По тигам 2020 г. в число новых машин также вошли три тяжелых военно-транспортных самолета Ил-76МД-90А, и, предположительно, несколько самолетов L-410, также собранных по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации из машинокомплектов, получаемых из Чехии. В итоге получаем около 40 новых самолетов.
Однако есть предположение, что в число 50, официально названное в Минобороны РФ, вошли не только новые машины, но и отремонтированные, а затем модернизированные машины, частности, стратегический бомбардировщик Ту-95МСМ, транспортный Ил-76МД-М, истребители-перехватчики марки МиГ-31БМ и др.
Также в прошедшем 2020 г. суммарный выпуск легких военных самолетов в рамках экспортных заказов составил более 40 машин. Суммарно получаем, что в прошлом в военном секторе авиапромышленности России с некоторыми оговорками построено около 100 новых самолетов.
Теперь вновь о гражданском секторе авиапромышленности. Можно с большой долей уверенности спрогнозировать, что на отечественных авиазаводах в ближайшие три года ежегодно будет выпускаться от 30 до 40 самолетов гражданского и специального назначения, т.е. приблизительно столько, сколько приблизительно производилось ежегодно на протяжении последних пяти лет. Напомню, что в 2018 г. было построено 35 гражданского и специального назначения, в 2019 г. – 23 самолетов, а в 2020 г. – 19 машин.
Пока вся авиапромышленность России с превеликим трудом достигает в последние годы планки в 120-130 самолетов военного и гражданского назначения ежегодно.
Весьма сомнительно, что за три года в ОАК сделают мощный рывок. Вместо того, чтобы «дуть в трубы» по поводу успехов в будущем, вначале стоит «взять планку на высоте» в 160-180 самолетов гражданского и военного назначения за год, затем в 200 машин, а уж после дотянуться до 230 самолетов.