Проекты благоустройства: плюсы и минусы. Оценка “Городских проектов”

2711

Жуковское отделение “Городских проектов” сравнило проекты благоустройства центральной части города 2014 и 2020 годов по методике известного архитектора Яна Гейла

На 2022 год запланированы работы по благоустройству старой части города. Администрация предлагает на обсуждение проект, разработанный по ее заказу архитектурным бюро “БАЗИС”.  Проект задуман быть монументальным: он планирует создание сквера воинской славы, установку памятника создателям города у администрации, авиационного двигателя и других инсталляций в центральной части бульвара. Благоустройство ограничено улицами Маяковского и Фрунзе и в основном переобустраивает существующие пешеходные зоны, меняя их внешний облик и затрагивая функции пространств. Парадоксально, но площадь у ДК остается зоной для парковки и движения машин. Далее мы будем называть этот проект “проектом администрации”, которая поддерживает этот проект. Презентацию данного проекта можно найти здесь

Однако можно вспомнить, что в 2014 году администрация уже тратила бюджетные деньги на разработку комплексного проекта благоустройства всего города. Улица Маяковского является частью этого общегородского проекта благоустройства и в том числе включает создание пешеходной зоны перед Дворцом культуры, расширение велосипедной инфраструктуры и  сохраняет при этом исторический вид аллеи ул. Маяковского. На момент создания проекта на площади перед бывшим “Звёздным” планировалось построить жилой комплекс, поэтому проект не затрагивает благоустройство этой территории. Далее по тексту будем называть этот проект как “проект 2014 года”. Полная презентация проекта доступна здесь

Жуковское отделение “Городских проектов” решили  определить плюсы и минусы двух проектов в границах ул. Фрунзе, площади Ленина, бульвара ул. Маяковского и площади Свищёва, где оба проекта выдвигают предложения. Экспертная оценка проектов проводится по методике, разработанной известным архитектором и исследователем городов Яном Гейлом и описанной в книге “Города для людей”. Эта методика считает хорошим  пространство, в котором безопасно, комфортно и приятно находиться. Каждый из этих трёх аспектов оценивается по нескольким критериям. Также “Горпроекты” оценили изменения транспортной инфраструктуры.

Площадь перед Дворцом культуры: благоустройство должно быть комплексным

Проект 2014 года подразумевает создание здесь полноценного общественного пространства с зоной для проезда автомобилей. При этом все парковочные площади перемещаются на ул. Фрунзе и ул. Маяковского. Таким образом в пятиминутной пешей доступности будет организовано около 110 машиномест вместо существующих 80. Изогнутая проезжая часть и мощение будет естественным способом заставлять снижать скорость и сделает место значительно более безопасным для всех.

Проект администрации не включает существенных изменений на площади Ленина: тут остается парковка, на которой высаживаются в два ряда небольшие деревья. Улица Фрунзе остаётся широкой и прямой и приглашает водителя увеличить скорость, что недопустимо в центре города, особенно вблизи пешеходных зон, поскольку скорость является главной причиной серьёзного ущерба при ДТП. Ликвидации ограждений, мешающих проходу по ул. Фрунзе с площади к магазинам, при благоустройстве, по видимому, не запланировано.

Площадь Ленина. Слева: эскиз проекта 2014 года. Справа: текущее состояние (проект администрации предусматривает минимальные изменения)

Ул Фрунзе. Слева: эскиз проекта 2014 года с парковочными местами. Справа: текущее состояние (проект администрации не предусматривает изменений)

Преображение Дворцовой площади в Королеве — живая иллюстрация того, как пустующие автомобильные пространства отдаются на благо горожан. Еще в 2017 году она выглядела так же, как наша площадь Ленина: большая полупустая парковка и дорога. Сейчас на ней высажены взрослые деревья, выложена плитка, парковочные места перемещены на прилегающие улицы.

Бульвар Маяковского: велодорожка в никуда и инсталляции ни к чему

Проект 2014 года предполагает организацию велодорожек и парковочных мест за счёт сужения проезжей части. Велодорожка физически отделена как от автомобилей, так и от пешеходов, что логично и безопасно. Велодорожки запланированы по всей длине бульвара и на других улицах, пронизывая район и образуя единую сеть.

Проезжая часть сужается до одной полосы, побуждая водителей быть внимательнее и осторожнее. Бульвар отделён от проезжей части густым кустарником для защиты от шума и пыли.

В проекте 2014 года планируется сохранение исторического внешнего вида и функций бульвара. На месте каменных клумб по центру будут высажены небольшие деревья, дающие тень. Между деревьев по краям бульвара организуются тропинки с лавочками для более тихого отдыха, например чтения или прогулки с коляской. Бюсты авиаконструкторам, инсталляции и дополнительные памятники не запланированы.

Проект администрации предлагает организовать велосипедную дорожку по левому краю проезжей части, отделив две зоны столбиками. При этом не предполагается высадить кусты, на границе бульвара с дорогой. Велодорожка проложена от памятника Н.Е. Жуковскому, до улицы Горького и обратно по другой стороне бульвара, однако не доходит до центрального парка, не замыкается в кольцо возле памятника и не связана с велоинфраструктурой прилегающих районов.

На бульваре планируется установить детские площадки, качели, столы для настольного тенниса, а также дополнительные лавочки. По центру вместо клумб будут высажены отдельные деревья. По центру будут установлены авиационные инсталляции. Судя по имеющимся эскизам, они не предполагают возможности взаимодействия с ними детей и взрослых, поэтому наскучат жителям за считанные недели. Живые деревья и цветы несут намного большую пользу, чем предложенные инсталляции.

Эскизы проектов. Слева: 2014 год. Справа: проект администрации

Площадь Свищёва: выбор зон должен быть функциональным и комфортным

Согласно проекту 2014 года тут появляется кафе и крытый павильон для проведения общественных мероприятий. Появляется пространство для установки временных павильонов или организации открытых мероприятий. Площадь отделяется от проезжей части сплошным кустарником. Убирается парковочный карман, который создаёт ненужное напряжение трафика на загруженной дороге, организуется дополнительный регулируемый пешеходный переход для сотрудников ЦАГИ.

Проект администрации предлагает пешеходные дорожки изогнутых форм. Их мостят плиткой, окаймляют декоративным кустарником. В части сквера ближе к Администрации устанавливается памятник “Основателям города”. Добавляют скамейки и зоны тихого отдыха. Мы считаем, что организация зон для тихого отдыха не целесообразна в непосредственной близости к шумной дороге, а памятник основателям города – ненужное излишество. В свою очередь, шумная дорога не помешает проводить здесь ярмарки или массовые мероприятия, как запланировано в проекте 2014 года.

Малые архитектурные формы

Оба проекта предлагают малые архитектурные формы: фонари и лавочки в минималистичном стиле.

Предлагаемые формы от проекта 2014 года:

Кроме того, в проекте 2014 года был разработан визуальный стиль города, включающий рекомендации к оформлению фасадов и вывесок, дизайн информационных указателей, автобусных остановок и ларьков.

Предлагаемые формы от проекта администрации:

Отличительная черта проекта — размещение исторической информации на лавочках. Данный проект не включает разработку дизайна прилегающих территорий, но предполагает разное мощение в разных частях бульвара.

Общая оценка проектов

 

Выбранная методика включает 12 основных критериев, по каждому из которых пространство может получить 0, ½ или один балл. Двенадцать баллов соответствует очень хорошему общественному пространству, а ноль — очень плохому. Критерии объединены в три группы:

  1. Безопасность
    1. От машин: как сложно вам попасть под машину находясь в этом пространстве?
    2. От других людей: могут ли к вам пристать недружелюбные незнакомцы?
    3. От неприятных ощущений: как пыльно, грязно и шумно в пространстве? Есть ли где укрыться от дождя?
  2. Комфорт
    1. Сидеть: есть ли место где можно посидеть: лавочки, высокие клумбы, края фонтанов?
    2. Стоять: есть ли место чтобы облокотиться?
    3. Перемещаться: как просто перемещаться в пространстве, включая людей с ограниченными возможностями? Как хорошо сделана навигация?
    4. Видеть: есть ли на что посмотреть? Это могут быть фонтан, деревья, цветы, другие люди.
    5. Общаться: как просто общаться со знакомыми и незнакомыми людьми в этом месте?
    6. Играть: есть ли тут чем заняться в разное время года? Например, пробежка, активные и пассивные развлечения.
  3. Удовольствие
    1. Погода: учтены ли погодные и климатические особенности при проектировании? Можем ли мы наслаждаться погодой?
    2. Дизайн: нравится ли вам как внешне выглядит это место? Красиво ли оно?
    3. Масштаб: сопоставим ли масштаб места с человеком? Не теряется ли человек на фоне места?

Другими словами, хорошим общественным пространством считается место, в котором безопасно, комфортно и приятно находиться.

 

Поскольку оба проекта затрагивают не только само общественное пространство, но и транспортную структуру вокруг, мы также будем аналогично оценивать качество транспортных изменений:

  1. Велосипед: как удобно пользоваться велосипедом и самокатом, электросамокатом?
  2. Парковка: как далеко идти до парковки? Достаточно ли рядом парковочных мест?
  3. Автомобиль: понятна ли организация движения? Можно ли добраться на машине или проехать мимо?
  4. Безопасность: насколько сложно в этом месте нарушить правила движения? Отличается ли комфортная скорость движения от максимально допустимой?

 

Общественные пространства

2014 2020
Место Бульвар Площадь Ленина Площадь

Свищёва

Бульвар Площадь Ленина Площадь

Свищёва

Безопасность
Машины 1 1 1 1 0 1
Люди 1 1 1 1 0.5 1
Ощущения 1 1 0.5 1 0 0
Комфорт
Сидеть 1 0.5 0.5 1 0 1
Стоять 1 0.5 0 1 0 1
Перемещение 1 1 1 1 0 1
Видеть 1 1 1 1 0 1
Общаться 1 1 1 1 0 1
Играть 0.5 1 0.5 1 0 0.5
Удовольствия
Погода 1 1 1 1 0.5 0
Дизайн 1 0.5 0.5 0.5 0 0.5
Масштаб 1 1 1 1 0 1
Итог 11.5 10.5 9 11.5 1 9
Всего 31 20.5

Транспорт

2014 2020
Велосипед 1 0
Парковка 1 1
Автомобиль 1 1
Безопасность 1 0
Всего 4 2

 

Резюме

К сожалению, при проектировании общественных пространств в жуковском не создаются рабочие группы с участием жителей, в то время как “соучаствующее проектирование” входит в практику во многих странах. Вследствие этого мы имеем негативную реакцию жуковчан даже на проработанные проекты, улучшающие город по многим критериям.

Мы видим, что проект администрации значительно проигрывает по качеству. Это происходит главным образом за счёт фактически не запланированного благоустройства на главной площади города перед Дворцом культуры: в проекте 2020 года две тихих пешеходных зоны так и остаются разделены огороженным цепью пустырём и скоростной дорогой с запутанным перекрёстком. Получается, что главная площадь города в этом проекте по прежнему отдана под транзит транспорта и парковку. Если сосредоточить внимание именно на этом проблемном месте, можно получить максимальную отдачу от бюджета, т. к. кардинально преобразить площадь, где нет ничего, будет не дороже, чем немного и субъективно улучшить впечатление от существующего благоустройства пешеходного бульвара.

Другая причина заключается в отсутствии в проекте продуманной инфраструктуры для индивидуальной мобильности — сети велосипедных дорожек. С развитием электрического транспорта такая сеть очень нужна для города наших размеров, в котором при наличии альтернатив можно почти полностью отказаться от использования индивидуального автомобиля. Таким образом велосипедная инфраструктура может полностью избавить Жуковский от пробок на дорогах.

Эти недостатки решены в проекте 2014 года, который продумывает как функциональную, так и внешнюю часть города. Для нас остаётся загадкой причина создания нового проекта в 2020 году. Надеемся, что администрация города задумается о реализации проекта 2014 года, вместо создания новых амбициозных и монументальных, но не продуманных проектов.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Мнения экспертов и гостей Жуковских вестей