Легко ли жить в оккупации?

1956

Непроходящее ощущение абсурда. Это все, что можно сказать о нынешнем времени. Кинорежиссер Александр Сокуров, правда, назвал это ощущение более конкретно – «удушающая сила немощного авторитаризма». И надо признать, ему (авторитаризму) уже наплевать, что думают об этом не только режиссеры, но и все остальные граждане.

Хотим мы этого или нет, акт расторжения какого бы то ни было договора между властью и населением реально состоялся. Официально это случилось почти год назад, когда совсем неэлегантно, а весьма топорно, режим разобрался с Конституцией, превратив ее в «боже царя храни». На пеньках и лавочках, невзирая на эпидемию, и как в сказке про Буратино в стране дураков, разбрасывая из всех розеток обещания поднять пенсии, улучшить все вокруг. Не думаю, что народ поверил, но проглотил. И это, вероятно, был важный сигнал: нет предела тому, что можно сделать, когда обладателям власти этого очень хочется.

Так или иначе, сегодня стало абсолютно ясно, чего им хочется. Собственно, мы и раньше об этом знали, но кто-то еще надеялся на маневры в поисках здравого смысла. Сразу скажу, это не я. Однако среди моих друзей было много умеренных оптимистов, искренне полагавших, что даже в невозможных условиях надо играть в шахматы, что рано или поздно глупые поумнеют, умные осмелеют, а наглые испугаются. И да (самое главное), номенклатура озаботится потерей лица.
Но выяснилось, что нет никаких шахмат: если на ход конем отвечают дубинкой по голове – это какая-то другая игра. Все гораздо проще и намного серьезнее. Вообще-то это называется оккупацией.
По сути режим уже открыто говорит: ешьте то, что дают, и делайте то, что скажут. Других вариантов нет.
Это удивительная метаморфоза (Кафка отдыхает) – мы оказались в королевстве кривых зеркал, где правда наказуема, ложь оправдана, бесправие гарантировано, а коррупция – под защитой суда и следствия.

Руки прочь от коррупции

Именно так и никак иначе… На минувшей неделе Фонд борьбы с коррупцией* Алексея Навального был признан экстремистским, иностранно агентским и вообще невозможным. По суду, который проходил в закрытом режиме, потому как делу было присвоен гриф секретности. Вы только вдумайтесь – Фонд борьбы с Коррупцией* включен в число опасных для государства явлений! Тот самый Фонд, который сделал много расследований о воровстве чиновников и ни одно из них по сути не было опровергнуто. О чем это говорит? Наверное о том, что отныне коррупция стала не просто зашифрованной скрепой режима, а государствосберегающей ценностью, охраняемой всей мощью этого самого государства.
И напротив, кто посягнул на эту «ценность» – отныне враги народа, террористы и прочие плохиши. С ними разговор короткий – вон из страны, тюрьма или чай с «новичком».

В нашей стране, оказывается, есть такая категория бюджетников в погонах, которые устраняют неугодных власти российских граждан. То есть, профессионально осуществляют внесудебные казни.

Недавно открылась еще одна реальность, ставшая сенсацией минувшей недели. Сообщество международных журналистов «Bellingcat «опубликовало новое расследование, позволяющее сделать вывод, что автор знаменитого сатирического проекта «Поэт и гражданин», писатель Дмитрий Быков, в 2019 году был отравлен тем же химическим ядом, что и Алексей Навальный в 2020 году. И теми же людьми из российских спецслужб, которые согласно расследованию «Bellingcat» участвовали в операции по отравлению Навального и еще нескольких человек. То есть, в нашей стране, оказывается, есть такая категория бюджетников в погонах, которые устраняют неугодных власти российских граждан. То есть, профессионально осуществляют внесудебные казни. На деньги российских налогоплательщиков. На наши налоги. И это касается не только тех, кто активно занимается политикой, это может коснуться любого. Ровно потому, что если есть такая структура, значит должны быть и жертвы.
И они обязательно будут. Как и тюремные сроки за репост в интернете на фоне безнаказанных пыток силовиками, пьяных аварий статусных лиц и полного разгула жуликов по стране.

«Назавтра будут выбора!»

Кто бы мог подумать, но ироничная комедия «День выборов», теперь смотрится как из другой эпохи. Там действительно кого-то выбирали, а драматургия процесса требовала креатива. Как бы не потешались над народом циничные политтехнологи, они тем не менее к нему (народу) обращались. Не потому, что были хорошие, а потому, что народ все-таки имел право голосовать «как хочет». И это право реально существовало даже при наличии админресурса. Ровно до тех пор, пока сверху вертикали власти не дали понять тем, кто представлял ее на местах: никаких сюрпризов, все должно быть «стабильно», в соответствии с заранее распределенными местами. То есть, на выборах больше не выбирали, их делали любой ценой. Карусельщиками, вбросами, ночной перетасовкой бюллетеней досрочного голосования и, наконец, просто переписыванием итоговых протоколов. В Жуковском открыто это началось в 2014 году. В здании администрации под прикрытием полиции переписали протоколы многих участков. А позже закрепили это безобразие позорными по своей аргументации судебными решениями.

И это было начало. Дальше – ликвидация наблюдателей как класса, договорные матчи с КПРФ, ЛДПР, СР.., переформатирование участков, членов комиссий и прочие сопутствующие удобства для победы одной партии. Избиратели становились все менее ликвидным товаром на этом странном мероприятии, где все решалось не народным голосованием, а в кабинетах чиновников под портретом Путина.
Впрочем, народ это понял и сплюнул на выборы через плечо. Кроме бюджетников, которые по разнарядке вынуждены ходить и на более экзотические акции. Например, на праймериз «Единой России», бессмысленные и унылые, как перепись населения в деревне Гадюкино, где каждый день идут дожди.

Среди моих друзей было много умеренных оптимистов, искренне полагавших, что даже в невозможных условиях надо играть в шахматы, что рано или поздно глупые поумнеют, умные осмелеют, а наглые испугаются.

В итоге остается признать – выборов в России больше нет. От слова совсем. Похоже, режим настолько устал гоняться за умными пассионариями, что принял решение – не пускать на выборы ни одной живой души. И решение это будет четко донесено до каждого главы даже самого маленького города. А дальше по плану: вот вам инструмент в виде трехдневного голосования (не смогли днем, фальсифицируйте ночью), наблюдателей остановит полиция, посчитают бюллетени правильные комиссии, общие сводки протоколов отправят в «ГАС выборы» еще более правильные комиссии… И весь этот цирк будет поддержан фальшивой оппозицией: от КПРФ до Вольфовича и странного прилепино-мироновского гибрида. Обратите внимание, они больше не обращаются к избирателю, они отрабатывают привычные имитационные процедуры… Им там всем, в одной банке, действительно хорошо: у каждого своя роль и своя мерная ложка. Им не нужна справедливость и борьба с коррупцией, им нужно просто быть. В этой системе, в этой власти, и в это время. И ради этого они будут переписывать протоколы. Даже если избиратель проголосует за коммунистов, функционеры КПРФ сдадут своего избирателя. Я видела это в Жуковском. Нет больше никаких партий, кроме договорных. Это – факт.

Кусочек оптимизма

Есть одно утешительное обстоятельство. Время не стоит на месте. А значит, перемены все равно неизбежны. Один мой друг сказал: «Главное сейчас – сохранить себя, не дать перемолоть в общую кучу дерьма то, что для тебя ценно. Сегодня быть приличным человеком – это просто не участвовать в подлости». И он прав.

* — признан судом экстремисткой организацией

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.