Когда душа слышит время

698

Жуковчане приехали в московский «Дом Рахманинова» на Большой Ордынке и аплодировали своему земляку Сергею Соболеву, как говорится, не покладая рук. На его предыдущий сольный концерт не все смогли попасть (не хватило билетов). А на сей раз, 26 мая 2021 года, в зале были свободные места, и дышалось легко и радостно (даже под маской).

Концерт-обобщение Сергей назвал «Русская фортепьянная музыка Серебряного века». К восприятию классики нас готовила сама обстановка духовно-музыкального действа перед образом (большой фотографией) С.В.Рахманинова. Лик композитора «возглавлял» сцену. Казалось, он слышит игру своего тезки, благословляя его за роялем и нас – в зале.

Сергей играл, и каждая душа слышала свет иной эпохи, соединившей «двух столетий позвонки» (это рифмовалось с нашими судьбами). Пианист мыслит и преподносит музыку в светоносных образах, очищенных от технических задач. Иными словами, для него нет трудностей в сверхвиртуозном пианизме. Его ведет тончайший слух и Бог как ощущение целостности мира.

***

Вспомнилось, что с музыки Рахманинова началась многолетняя дружба Сергея с известным жуковским педагогом Т.И.Икрянниковой, выпускницей Консерватории начала 50-х годов. Оба любили музыку самозабвенно, могли отдаваться ей часами. При их первой встрече визитной карточкой Сережи, которому тогда исполнилось 10 лет, стала первая часть Третьего концерта Рахманинова. Когда отзвучал последний аккорд, Тамара Ильинична спросила, принес ли он с собой ноты. «Их у меня еще нет», – был ответ. Невероятно! Мальчик- вундеркинд воспроизвел виртуозное сочинение по слуху, имея в своем распоряжении только грампластинку.

Тамара Ильинична первая заговорила о даровании Сергея. сравнимом с гениальностью. В своей книге она писала: «Нотный текст ему был ясен с первого взгляда». Ее задачей стало раскрыть перед ним специфику фортепианной игры: то, из чего складывается «это загадочное слово – пианизм». И вот, через три года юный виртуоз сыграл свой первый сольный концерт во Дворце культуры г. Жуковского.  Сергей Соболев по-прежнему живет в Жуковском, в доме с видом на «стройку века». В его комнате «искрясь струнным нутром, дни и ночи открыт инструмент».

***

Первое отделение концерта он посвятил А.Н.Скрябину – ключевой фигуре Серебряного века. Эпоху конца XIX – первой четверти XX веков невозможно постичь без Скрябина, без его фортепьянных Поэм, без идеи синтеза искусств (во главе с музыкой). Нельзя вполне понять и поэзию Пастернака, не зная про его юношескую мечту о карьере пианиста, о том пиетете, который поэт испытывал перед Скрябиным.

Сергей Соболев знает «наизусть» всего Скрябина. На сей раз он исполнил как ранние, так и поздние опусы: 8, 22, 28, 30, 38, 42, 52 и 73-й. По ним легко было бы проследить три периода жизни и эволюцию мировоззрения композитора.

А мне вспоминался давний концерт Сергея в московском Музее-квартире А.Н.Скрябина. Юный скрябинист с такой доверчивостью осваивал каждую фразу опусов Скрябина, что сложная музыка наполнялась чистотой духовного общения… с Шопеном (как известно, Скрябин находился под влиянием Шопена в начале композиторского пути).

Сейчас Сергей играл Скрябина чуть иначе. Ему по-прежнему близка тонкость вдохновения любимого композитора, но уже внятна восторженная мистика гения музыкальной теософии, отразившего в музыке идею «одухотворенной материи». Это позволило первому московскому педагогу Сергея – Ирине Александровне Ситновой (она присутствовала на концерте) с изумлением и восторгом сказать, что Сергей «колдовал со Скрябиным».

***

Другим ярким, знаковым личностям (не принадлежащим по стилю к модерну и декадансу Серебряного века) – Глазунову, Мясковскому, Рахманинову – отдано второе отделение сольного концерта.

Пианист исполнил редко звучащий опус А.Глазунова «Прелюдия и фуга» ре минор. Пробудил интерес к хорошо забытому старому: Соната № 3 Николая Мясковского была написана для пианиста Николая Орлова, чье исполнение Шопена и Скрябина признано совершенным. Позже Мясковский облегчил эту переусложненную Сонату – по просьбе профессора Нейгауза, у которого учился никто иной как Святослав Рихтер. Оба корифея называли Третью сонату «Драмой страстей».

И вот, Сергей Соболев повторил подвиг Рихтера, исполнив это труднейшее сочинение!  (Соната прозвучит еще раз 15 июня на Фестивале в честь профессора М.Воскресенского, в классе которого Сергей окончил Консерваторию и аспирантуру).

Кстати, рояль Bechstein в Доме Рахманинова, на котором  играл Соболев, когда-то принадлежал самому Сергею Васильевичу Рахманинову, он приобрел этот инструмент в 1913 году. А после революции рояль попал к известному пианисту и дирижеру И. Добровейну, ученику Игумнова.

Блестящие виртуозные транскрипции Рахманинова на темы Крейслера («Муки любви» и «Радости любви») Сергей играл еще у Т.И.Икрянниковой (Царство ей Небесное), это музыка его юности. В те минуты не только струны, но человеческие сердца дрожали от восторга и чистого очарования. «Сирень» и «Маргаритки» прозвучали уже как предвестники того, что концерт близился к концу.

***

В игре нашего дорогого земляка нет мелочей и случайностей, – на всем отпечаток самозабвенного труда его души. Осмыслен и пережит каждый звук. Ему свойственно ясновидение композиторского текста. А степень таланта заставляет вспомнить одного из виртуозов нового поколения Валерия Кулешова, который по слуху расшифровал и исполнил на конкурсе в Италии ряд никем не записанных (нотами) транскрипций В.Горовица и был вознагражден таким отзывом великого американского артиста: «Фантастическое исполнение, тончайший слух и огромное терпение». Как будто сказано о нашем Сергее Соболеве!

Еще его можно сравнить с феноменальным пианистом-импровизатором Геннадием Курсковым, создающим феерически-сложные – и тоже не записанные (нотами) – новаторские фортепьянные звучания. В свое время Немцов, будучи мэром Нижнего Новгорода, подарил Курскову квартиру в этом городе, что, вероятно, и удержало этого гения от отъезда за рубеж…

Превосходным стартом для С.А.Соболева стала молодежная премия Триумф-2003 (он был удостоен этой премии в числе 20 лучших молодых деятелей культуры). Теперь у него целый список лауреатских наград на международных конкурсах: 13-го конкурса Чайковского, 2-го конкурса Скрябина в Москве, Листа – в Веймаре, королевы Елизаветы – в Брюсселе… В списке фестивалей и гастролей – Испания, Германия, Швейцария, Англия, Франция, Япония, Финляндия, Грузия… Он играл со многими симфоническими оркестрами в России и за рубежом. Приобрел немало поклонников в Европе, держащей высокий эталон современного музыкального вкуса.

***

Пианистом международного уровня безусловно мог бы гордиться наукоград, ибо Сережа по рождению принадлежит к жуковской интеллигенции. Но представьте себе такую невероятную ситуацию: наш город никогда не слышал его игру с Жуковским симфоническим оркестром! Как? Почему?

И кто же так управляет городской культурой, не имея музыкальных ушей? Не слыша и вечный нравственный призыв: спешите делать добро…

Каждый из нас получит в вечности не больше и не меньше добра, а ровно сколько, сколько он сотворил добра для ближних. «Пусть же сама любовь будет мне вдохновением» – этот возглас одного из русских гениев должен стать молитвой для всех, причастных к судьбе культуры и таких российских талантов, как Сергей Соболев.

Ирина Рубашкина

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут