Круглый стол “Ответственный собственник”: качество услуги – дело рук заказчика

1071

10 июня в здании администрации прошел круглый стол «Ответственный собственник», организатором которого выступило жуковское отделение Ассоциации председателей Советов многоквартирных домов Московской области

В зале собрались активные граждане, депутаты, представители управляющих компаний и сотрудники Управления ЖКХ городской администрации – руководитель Алла Кононова и начальник отдела благоустройства Никита Иванов. Жуковское отделение АПСМКД планировали обсудить три вопроса – обоснованность и актуальность муниципального тарифа на содержание и текущий ремонт, функции Совета дома при капитальном ремонте и благоустройстве дворовых территорий и уборку территорий контейнерных мусорных площадок. Однако по старой доброй традиции, если жуковчане доходят до актового зала администрации и видят в президиуме чиновников администрации, основной повесткой дня общение не исчерпывается.

Тариф обоснован, другого тарифа у нас для вас нет

Местное отделение АПСМКД неоднократно поднимало вопрос об экономической обоснованности муниципального тарифа на содержание и текущий ремонт, который был рассчитан, а точнее просто озвучен много лет назад, а потом просто каждый год увеличивался в соответствии с инфляцией. То есть, перечень ремонтных работ менялся, как и пейзаж за окном, а тариф, который по сути, сделан для нанимателей, а не собственников, «поселился» в большинстве домов Жуковского. Ситуация такова, что муниципальный тариф применяется в доме, если собственники не проголосовали за другой, предложенный управляющей компанией, с обоснованием и оценкой плана работ на год. Для этого управляющая компания должна предоставить собственникам план работ на следующий год со сметами, чтобы обосновать предложенный тариф. Сделать это нужно не позднее, чем за тридцать дней до следующего этапа утверждения размера платы – проведения общего собрания собственников помещений в МКД. Требование к детализации размера платы установлено п. 31 ПП РФ № 491: в обосновании превышения необходимо детально прописать расчёт годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также указать периодичность, с которой они будут выполняться. Однако, как показывает практика, происходит это в единичных случаях, тариф утверждается либо «на веру», либо собственники вообще не интересуются этим вопросом и в действие вступает муниципальный тариф. Большинство домов в городе живут именно в формате второго варианта. При этом муниципальный тариф обеспечивает финансирование минимального перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества. И главное един для всех домов одного типа, он не подразумевает планирования работ для каждого дома отдельно. В городе существуют дома, в которых жители проголосовали за повышение тарифов, то есть согласились с обоснованностью увеличения платы, но их явное меньшинство. Исключения, подтверждающие общее правило.
Руководитель местного отделения АПСМКД Елена Канышева определила несколько критериев, при соблюдении которых размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме будет считаться обоснованным. Первый критерий – размер такой платы должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества МКД и быть соразмерен утверждённому перечню, объёму и качеству услуг и работ (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. п. 29, 35 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Минстрой РФ в своём письме от 17.03.2016 № 7513-ОЛ/04 отмечает, что для определения размера платы обязателен индивидуальный подход к каждому многоквартирному дому. Второй критерий – размер платы должен быть рассчитан профессионалами и документально подтверждён. Расчёт выполняется в отношении каждого МКД по результатам осмотров состояния общего имущества такого дома. Цель таких осмотров – своевременное определение видов и объёмов работ по ремонту для предотвращения угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пп. «а» п. 11 ПП РФ № 491). Результат осмотра оформляется в виде акта и считается основанием для принятия мер по устранению дефектов (п. 14 ПП РФ № 491).Третий критерий – различия в размерах платы для жилых и нежилых помещений допустимы только в тех случаях, когда они не являются дискриминационными для какой-то из сторон. Размер платы должен быть согласован обеими сторонами договора управления многоквартирным домом, так как считается существенным условием такого договора. Если размер платы не согласован, договор недействителен.
После теоретической части опять перешли к практике, задав вопрос представителям администрации – когда будет рассчитан экономически обоснованный муниципальный тариф? На что получили ответ: муниципальный тариф, появившийся несколько лет назад и ничем не подкрепленный, считается экономически обоснованным, но администрация готова рассмотреть предложения, и в случае, если признает их целесообразными, изменить тариф. И тут же получила следующий вопрос, логически вытекающий из ответа – будет ли в этом году повышение тарифа с 1 июля на инфляционную составляющую, как было все прошлые годы, кроме 2020 года, когда из-за пандемии этого делать не стали в качестве меры социальной поддержки. Алла Кононова сообщила, что пока решение не принято, проект Постановления на подписи у главы города, но что написала в проекте, сообщить отказалась. Но опыт предыдущих решений, когда государство своего не упускает, подсказывает ответ лучше любых слов чиновников.

Советы домов как инструмент контроля благоустройства и капремонта

Заместитель руководителя жуковского отделения Ассоциации председателей Советов МКД Московской области Олег Ненашев рассказал, что во время весеннего мониторинга состояния домов во многих домах не оказалось фактически работающего Совета дома. При этом по документам Советы домов созданы практически везде, делалось это несколько лет назад, скорее для галочки, чем для реальной работы, либо активные собственники, который вошли в Совет дома просто переехали или не смогли заниматься этой общественной работой, требующей существенных временных затрат.
Однако для вхождения в программы комплексного благоустройства и капитального ремонта, а тем более для контроля проведения данных работ, Совет дома просто необходим. Для проведения капитального ремонта МКД нужно провести общее собрание собственников, после чего уже УК подает заявку в администрацию города, а та составляет план работ для Фонда капитального ремонта и, отыграв конкурсы, выбирает подрядчика. Проведением ОСС, а также контролем прохождения заявки по инстанциям должен кто-то заниматься, так как последнее время все системы ЖКХ работают по принципу «не пнешь-не поедет». Капитальный ремонт в первую очередь нужен самим собственникам, которые за капремонт платят ежемесячно, а получить его могут только однажды и с боем. Получив долгожданный капремонт, расслабляться не стоит, так как начинается самое интересное – контроль качества производимых работ. Как рассказал руководитель генподрядчика регионального Фонда капитального ремонта по Жуковскому Андрей Вихлянцев, его компания всегда открыта для общения с собственниками и всегда пытается взаимодействовать с представителем Совета дома, для оперативного решения вопросов: «Обычно Совет дома выбирает представителя, уже с ним мы взаимодействуем, обсуждаем плановые решения. Например, мы выполняли работы на доме, где нужно было заменить стояки центрального отопления, то есть требовался доступ во все квартиры. Совместно с председателем Совета дома был составлен график, в соответствии с которым мы заходили во все жилые помещения».
Начальник отдела благоустройства Никита Иванов рассказал, как важно выбрать Совет дома, чтобы инициативная группа во дворе конструктивно обсудить схему комплексного благоустройства, и привел пример двора по ул Гагарина, 26к2, 26к3, 32к2, 32к3, 38к2, где при разработке схемы учли все пожелания жителей. При этом на вопрос, может ли администрация предоставить согласованные с жителями схемы благоустройства, Никита Сергеевич ушел в общие рассуждения, как наши корабли будут бороздить космические просторы. На более конкретный вопрос по благоустройству двора домов 5,7,9 по улице Туполева, по которому изначальные схемы благоустройства к финишу сильно трансформировались в сторону уменьшения, Никита Иванов рассказал о секвестировании бюджета в 2020 году. При этом чиновник пообещал, что как только в бюджете появятся дополнительные средства на программы благоустройства, в этом дворе проведут работы в полном объеме. Когда это будет, пока неизвестно. Например, во дворе ул. Советская, 6, ул. Маяковского, 9 и ул. Ломоносова, 10, забытое во время благоустройства 2018 года ограждения на спортивной площадке, начали устанавливать только сейчас. Хотя в одном присутствующие в зале сошлись – Советы домов необходимы собственникам для  контроля предоставляемых услуг, начиная от подачи заявок и заканчивая оценкой качества работ.

Окончательное решение мусорного вопроса
Тема благоустройства плавно перешла в вопрос уборки контейнерных площадок. Дело в том, что они, как правило, стоят на муниципальной земле, то есть, находятся на балансе муниципалитета, который и должен следить за их содержанием и уборкой. А вовсе не управляющие компании и мусорный оператор, который занимается исключительно вывозом мусора. Однако в ситуации, когда в МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения» в данный момент 18 человек сотрудников на весь город, рассчитывать на ежедневную уборку 84-х контейнерных площадок по меньшей мере наивно. Спикер круглого стола Юрий Полонский предложил выход из ситуации, когда территория вокруг контейнеров утопает в мусоре, а все пытаются списать на форс-мажор, как теперь скромно обозначают коллективную безответственность. Заключить договоры подряда с управляющими компаниями, чьи дворники и так убирают придомовые территории. Тем более прецедент уже есть, ведь содержание и уборку детских площадок во дворах отдали на аутсорсинг стороннему подрядчику – ООО «Меркурий», выбрав в его по конкурсу. Согласятся ли УК проходить конкурсную процедуру или это возможно будет сделать в формате субсидирования из бюджета – это технические детали.

На круглом столе жители в очередной раз выдали обратную связь для местной власти, насколько их услышали, покажут дальнейшие действия городской администрации. Очевидно одно: в сложившейся парадигме жители сами должны становится ответственными собственниками, потому что, к сожалению, к качественному выполнению работ и предоставлению услуг приходится принуждать, корректно, но настойчиво.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут