Лицемерие убивает. Как трагедия в Казани скажется на безопасности в российских школах

7851

11 мая в казанской гимназии № 175  произошла стрельба, точнее бывший ученик 19-летний Ильназ Галявиев устроил бойню, жертвой которой стали на сегодняшний момент 9 человек, в том числе семеро детей. Более 20 человек пострадали, 18 – дети, младше 15 лет, шестеро из них госпитализированы в крайне тяжелом состоянии. После расправы он осторожно вышел из школыВласти всех уровней выразили соболезнования и пообещали принять меры, в очередной раз и без каких-либо последствий. Все это уже было в 2018 году в Керчи: 18-летний студент политехнического колледжа Владислав Росляков устроил взрыв и стрельбу, в результате которых погиб 21 человек, пострадали – 67. Президент Владимир Путин потребовал от Росгвардии принятия мер по ужесточению контроля в сфере оборота оружия. За прошедшие два с половиной года в Госдуму поступало и обсуждалось несколько разных версий поправок в закон «Об оружии», однако все они отметались как слишком «жесткие». И вот в 2021 году после трагедии в Казани, все в повторяется в точности до запятой, как будто и не было керченского стрелка, все начали с чистого листа.

В истории со стрельбой в Казани множество вопросов. Ильназ Галявиев добирался до родной гимназией пешком. Утром, в час пик, в черной куртке и черной маске, с дробовиком наперевес по улице шел молодой человек, который при этом еще и приветствовал прохожих взмахом ружья. И такое поведение ни у кого не вызвало тревоги, опасения, ни один прохожий не позвонил в полицию, чтобы сообщить о странном человеке с ружьем. Кстати, ружье Hatsan escort PS – еще одно общее место стрельбы в Керчи и Казани, просто потому, что оно самое доступное по цене.

Свои планы Галявиев и не скрывал, открыв телеграмм-канал «Бог» с информацией о жгучем желании сократить человеческую популяцию. Более того, он написал, что идет в школу убивать.

В январе 2021-го Ильназ Галявиев перестал появляться на занятиях в колледже, в апреле этого года был отчислен и в конце месяца купил ружье. Однако это также никого не заинтересовало. Психиатр, выдавший справку для лицензии на оружие, не нашел никаких отклонений, всяческие центры «Э» так увлеклись штабами Навального, что на остальное времени не хватило. В результате, «абсолютно спокойный, вежливый, опрятный» молодой человек, неприметность которого отмечают все одноклассники, превратился в агрессивного убийцу. Причины еще предстоит выяснить, очевидно одно: отсутствие системы, тотальная коррупция и высокий градус агрессии в обществе привели к трагедии в очередной раз, и если ничего не менять, то не в последний.

 

Право на оружие

К началу 2020 года, по информации Росгвардии, в стране 3,9 млн человек получили разрешение на хранение оружия, зарегистрировав 6,6 млн единиц оружия. Это намного меньший показатель, чем, например, в США. При этом, процесс приобретения оружия в России довольно простой, чтобы легально приобрести дробовик, какой был у керченского и казанского стрелков, надо потратить месяц.

В основном оружие в России покупают для охоты и самообороны. Предварительно нужно получить справки из психоневрологического и наркологического диспансеров с отметками, что претендент на лицензию не стоит у них на учете. Существует перечень серьезных расстройств личности и заболеваний глаз, при наличии которых владение оружием противопоказано. Также для лицензии надо будет сдать анализы анализы на наличие в организме наркотиков и пройти медкомиссию, которая включает осмотр терапевтом, офтальмологом, психиатром и наркологом. По сути, обход врачей ничем не отличается от медицинской комиссии, которую проходят для получения водительских прав. Еще одно требование – прохождение курса по безопасному обращению с оружием, который длится всего несколько часов. Стоит отметить, что такие курсы прошли и Росляков, и Галявиев. После этого нужно купить сейф для безопасного хранения оружия, который проверит участковый и заверит этот факт своей подписью.

Весь пакет документов передается в отдел лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. После чего выдается лицензия на право приобрести оружие, с которой уже можно идти в соответствующий магазин.

Принятые в очередной раз меры

После стрельбы в казанской школе губернатор Подмосковья Андрей Воробьев поручил проверить безопасность школ региона. И пошли внеочередные проверки и тренировки. По словам руководителя главного управления региональной безопасности Романа Каратаева за охрану и безопасность отвечают заказчики услуг, которыми чаще всего являются сами образовательные учреждения.  «Что касается организаций, которые такую деятельность осуществляют, то это прерогатива Росгвардии, которая следит за соблюдением всех требований законодательства и работой частных предприятий, которые оказывают соответствующие услуги нашим образовательным организациям», – пояснил каналу 360 глава ведомства. Для охраны школ за счет бюджетных средств привлекают частные охранные предприятия, которые выбирают по конкурсу. В каждом отдельном случае индивидуально определяется количество сотрудников, обеспечивающих безопасность учреждения, это зависит от количества учеников и площади помещений. Как правило, это один пост на входе, на котором попеременно несут службу несколько человек.

Как рассказал Роман Каратаев, для обеспечения безопасности в школах устанавливается ограждение по периметру, а также по необходимости запирающие устройства, домофоны, средства контроля и управления доступом (СКУД), так называемые вертушки. «Ну и безусловно видеонаблюдение, которое в Подмосковье объединено в единую систему „Безопасный регион“, – добавил министр.

В Управлении образования администрации г.о.Жуковский сообщили, что на сегодняшний момент у всех школ и детских садов заключены договора на обеспечение безопасности с частными охранными предприятиями. На прошлой неделе в школах провели внеплановые тренировки по антитеррористической деятельности. Как только поступила информация о трагедии в Казани, были еще раз проверены все входы-выходы в образовательных учреждениях, проведены профилактические беседы с руководителями. Также в этом году планируется установить контрольно пропускной пункт на территории школы № 10, которая первой из жуковских школ получила категорию по антитеррористической безопасности.

Насколько хватит рвения у надзорных органов, чиновников администраций и правоохранительных органов, неизвестно, однако без системной работы и отчетов для «галочки» изменить ситуацию практически невозможно.

Николай Ищенко, заместитель председателя Общественной палаты г.о.Жуковский, в прошлом – генеральный директор ЧОП

 

Я 12 лет руководил ЧОПом и принципиально пытался не брать охрану школ и детских садов, потому что на охране образовательных учреждений пытаются сэкономить, бюджет очень скудный и приходится набирать сотрудников вахтовым методом, что сказывается на концентрации внимания и навыках.

Как пишут СМИ, казанская школа во время пандемии отказалась от услуг ЧОП и на входе была просто вахтерша, которая все же успела нажать на тревожную кнопку. Если бы там был ЧОП, это изменило бы ситуацию?

 Изменило бы, но в худшую сторону. Охранник сидит вахтовым методом полмесяца или месяц, круглые сутки, и я на 99% процентов уверен, что он даже бы и кнопку не успел нажать. А ответственная женщина на вахте, которая привыкла четко выполнять инструкцию, еще, на мой взгляд, смягчила ситуацию. И потом, с вооруженной охраной в школе согласились бы не все родители, да и любой террорист в первую очередь пытается ликвидировать охрану, чтобы завладеть оружием. Керченский стрелок уложил охранников, и никто не смог его остановить.

Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы обеспечить безопасность в школах?

 В первую очередь, перестать врать. Во всем. Воспитывать ребят, чтобы у них был стержень, а сейчас они видят лицемерие во всем, и не каждый это способен выдержать и не сломаться. Я семь лет работал с  такими подростками и знаю, что самое уязвимое для них – это несправедливость и вранье. На мероприятиях говорят одно, приходят домой – другое, а в школе – третье. Вот стрелок в Казани назвал себя Богом, потому что он видит, как не исполняются законы, как одни равнее других, и одни решили, что им можно все, а другие бесправны. И это во всех областях, начиная от медицины и заканчивая образованием. Я его не оправдываю, но понимаю, что отсутствие профилактической работы является следствием этой трагедии. Можно оцепить всю школу, но если подростки живут с чувством безисходности, без какой-либо идеи, а правоохранительные органы вместо профилактики преступлений являются репрессивными инструментами борьбы с инакомыслящими, жди беды. Нет системы, которая была в СССР, как бы его не ругали сейчас. Нужно не менять законы, а исполнять существующие. А у нас все нововведения компенсируются необязательностью их исполнения. У меня вопрос к Росгвардии, как так получилось, что они выдали лицензию человеку, который через месяц расстрелял школьников?

У меня вопрос к всевозможным правоохранительным органам, которые гоняются за штабами Навального, как у них не хватило времени на предотвращение трагедии или хотя бы попытку это сделать?

 В этом то и весь вопрос, и настал момент, когда лицемерие – убивает. После каждой трагедии, все говорят о героях, а виноватых уже не ищут, никто не делает выводов из этих трагедий, поэтому, к сожалению, они будут повторятся. Занимаются не безопасностью, а выполнением распоряжений. А подростки предоставлены самим себе в этой системе координат вранья и несправедливости.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.