В Минпромторговли России официально заявили, что на международном авиасалоне в Жуковском, который пройдет с 20 по 25 июля, продемонстрируют опытный экземпляр нового отечественного легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал»
Сейчас постройкой перспективной машины авиации общего назначения (АОН) занимаются на производственных площадке Конструкторского бюро ОСКБЭС МАИ. Конструкторское бюро ОСКБЭС МАИ имеет сертификат разработчика и многолетний опыт в проектировании и производстве легкой и сверхлегкой авиационной техники. Сотрудниками КБ МАИ были спроектированы и выпущены такие самолеты, как «Квант», Авиатика-МАИ-890, МАИ-223, «Авиатика-МАИ-900 «Акробат», МАИ-411 и др.
Аванпроект данного самолета предварительно прошел экспертизу в профильных научно-исследовательских институтах авиационной промышленности: ЦИАМ им. П.И.Баранова (ЦИАМ), ЦАГИ им. профессора Н.Е.Жуковского (ЦАГИ), ВНИИ авиационных материалов (ВИАМ). По утверждению разработчиков, проверка подтвердила высокие значения аэродинамического качества, правильность выбранной схемы самолета и оптимальное соотношение эксплуатационных показателей.
При создании самолета ЛМС-901 в рамках подписанного госконтракта фирма-разработчик «Байкал Инжиниринг» не менее 15% объема работ должна передать малым предприятиям, работающими в инновационной сфере, поэтому к работе над проектом привлекались такие малые инновационные компании, как «АвиаЛтд» (г. Нижний Новгород), «Промсервис» (г. Истра).
На основании представленной в СМИ информации можно сделать предположение, что у компании «Байкал Инжиниринг», которая получила госконтракт на разработку самолета ЛМС-901, нет полноценного КБ. По существу руководством при разработке перспективного многоцелевого самолета АОН занимается Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), входящий в состав госкорпорации «Ростех», привлекающий к созданию нового самолета АОН различные фирмы. Кстати, согласно Единому государственному реестру юридических лиц учредителем ООО «Байкал-Инжиниринг» является АО «УЗГА» (Свердловская область).
Начало испытаний опытного образца отечественного легкого самолета «Байкал» запланировано на декабрь 2021 г. Об этом заявил руководитель Минпромторговли Денис Мантуров. Министр также сообщил, что опытный образец самолета ЛМС-901 «Байкал» будет продемонстрирован на МАКС-2021.
Сейчас проект по созданию ЛМС-901 «Байкал» на замену самолету Ан-2 оценивается в 4,5 млрд. руб. включая типовую сертификацию. Минпромторговли заключил с ООО «Байкал-Инжиниринг» в 2019 г. контракт на первый этап работ по созданию ЛМС-901 на сумму 1,25 млрд. руб. Согласно подписанному контракту, первый опытный образец перспективного самолета АОН, предназначенный для статических испытаний, должны были изготовить к декабрю 2020 г. Сейчас начало летных испытаний ЛМС-901 запланировано на конец 2021 г., а сертификация машины намечена на 2022 г. Испытания на статическую прочность планера ЛМС-901 собираются проводить в МАИ.
Требования к ЛМС-901 заданы Минпромторговли России такие: расчетная крейсерская скорость полета не менее 300 км/ч; расчетная практическая дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 2 т и аварийным навигационным запасом (АНЗ) на 45 минут полета – не менее 1,5 тыс. км; максимальный взлетный вес – 4800 кг; пассажировместимость 9 человек (по требованиям ФАП с возможностью увеличения в будущем до 12 мест).
По заявлению главного конструктора Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) по самолетостроению Вадима Дёмина, на первом этапе на ЛМС-901 будет устанавливаться турбовинтовой двигатель (ТВД) General Electric H80-200 мощностью 850 л.с. на взлетном режиме, созданный на базе ТВД Walter M601 чешского производства. Такой же ТВД сейчас устанавливается на самолетах МВЛ L-410, которые по лицензии собирают в России. В дальнейшем американо-чешский двигатель собираются заменить на отечественный ТВД ВК-800С мощностью 900 л.с. на взлетном режиме.