Теперь можно спать спокойно

3557

История со строительством модуля «Наука» и Научно-энергетического модуля (НЭП) дают основания предположить, как будет строиться новая отечественная орбитальная станция России

Проект по созданию РОСC и модуль НЭМ-1

Во второй декаде апреля много шума наделали заявления вице-премьера Юрия Борисова и генерального директора госкорпорации (ГК) «Роскосмос» Дмитрия Рогозина о том, что к 2025 г. Россия выйдет из проекта Международной космической станции (МКС). Но затем постепенно в СМИ пошли уточнения, и напряжение уменьшилось. 23 апреля представителям СМИ показали два макета, предназначенные для проведения испытаний, Научно-энергетического модуля (НЭМ-1), на основе которого построят первый модуль для Российской орбитальный служебной станции (РОСС). Заметим, что модуль НЭМ-1 создается в РКК «Энергия» около десяти лет.

В 2012 г. (на момент заключения контракта на постройку НЭМ) его отправка в космос планировалась в 2016-2017 гг. Потом модуль планировали запустить в 2023 г., но в ноябре 2020 г. в «Роскосмосе» сообщили, что запуск перенесен на 2024 г. Теперь принято решение усовершенствовать НЭМ-1, в частности, необходимо обновить программно-математическое обеспечение (ПМО), а затем запускать в космос.

С самого начала НЭМ строился для работы в составе МКС. Чтобы переделать его под новую станцию РОСС, можно уверенно предположить, этот процесс займет не 1,5-2 года, а в лучшем случае в два раза больше времени. В России в последние десять лет большинство авиационно-космических проект реализуется подобными «черепашьими» темпами.

«Новая российская национальная станция будет создана в два этапа. Первый этап должен состояться в период с 2025-2026 гг. до 2030 г. (это запуск НЭМ-1). Второй этап: с 2030-го по 2035-й – запуск других модулей, которые еще не созданы», – сообщил журналистам директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александра Блошенко.

Как нарисовали РОСС

Как сообщил В.Соловьев, на первом этапе РОСС будет состоять из четырех модулей, в дальнейшем их число увеличат до шести.

На начальном этапе планируется кроме научно-энергетического модуля, построить и запустить на околоземную орбиту еще три модуля: узловой, шлюзовой и базовый. После 2030 г. должны добавиться еще целевые модули. Заметим, что НЭМ-1 строиться по технологиям 80-х годов прошлого столетия.

Согласно проекту, экипаж станции РОСС будет состоять из 2-4 человек, объем гермоотсеков составит на втором этапе 667 кубометров. Космонавты будут посещать станцию один-два раза в год, также на РОСС планируется отправлять до трех грузовых кораблей в год.

По утверждению экспертов, мы сейчас тратим на МКС $350-360 млн. в год (около 26,8 млрд. руб.). Ориентировочно РОСС будет стоить триллион рублей. Бюджет ГК «Роскосмос» в открытой части (т.е. без учета оборонного заказа) на 2020 год составлял 176 млрд. руб. Для сравнения годовой бюджет NASA, которое работает только по гражданской тематике, составлял в 2020 г. около $22,6 млрд. (или около 1,68 трлн. руб.).

Новый «старый» модуль «Наука»

«Модуль «Наука», который собираются отправить к МКС в июле нынешнего года, не планируют использовать в составе новой отечественной космической станции», – заявил для СМИ заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», член-корреспондент РАН, дважды Герой Советского Союза, Владимир Соловьев. «Модуль «Наука» уже так повязана на Земле интеллектом (ПМО) с ныне летающей МКС, что ее просто невозможно приспособить к новой орбитальной станции», – сообщил СМИ В.Соловьев.

По словам Владимира Соловьева, модуль «Наука» израсходовал часть ресурса во время пребывания на Земле. «Это иллюзия, что она новая – «Наука». Вы, наверно, знаете, что эта «Наука» мучилась-мучилась, создавалась-создавалась, а как известно, ресурс он и на Земле тратится», – сказал В.Соловьев.

Модуль «Наука» хотели запустить на околоземную орбиту и пристыковать к МКС вначале в 2007 г., затем в 2009 г., далее в 2012 г. После того, как в 2014 г. в модуле было обнаружено большое количество брака, то запуск «Науки» был перенесен на 1-й квартал 2017 г. Устранение брака затянулось до 2019 г. В следующем 2020 г. пришлось, в частности, демонтировать и заново смонтировать на модуле 576 трубопроводов. Сейчас запуск Многофункционального лабораторного модуля усовершенствованного (МЛМ-У) «Наука» назначен на 15 июля 2021 г.

Напомню, что корпус модуля «Наука» построен 20 лет назад, и многих предприятий, которые изначально участвовали в изготовлении модуля, в России уже не существует.

Руководитель ГК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил на ТВ 18 апреля 2021 г. следующее: «Пока не начнет полноценно работать наша национальная орбитальная станция даже в минимально необходимом объеме, сокращать программы экспериментов на орбите МКС мы не должны. Модуль должен быть запущен, и он принесет пользу. «Наука» на орбите нам нужна в любом случае: хоть на 4 года, хоть на 6 лет, хоть на 10. Это не обсуждается».

Пока в России рассуждают о проекте РОСС и готовятся к запуску модуля «Наука», США и Западная Европа начали создавать окололунную космическую станцию Gateway. Согласно подписанным контрактам, американская компания SpaceX миллиардера И.Маска осуществит в 2024 г. первые запуски модулей, которые необходимы для создания пилотируемой станции Gateway. Россия и КНР в этот лунный проект по разным причинам не вошли.

9 марта нынешнего года генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин и руководитель Китайской космической администрации Чжан Кэцзянь в формате видеоконференции подписали от имени правительств России и Китая меморандум о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции (МНЛС).

Космические амбиции страны с нищим народом

История строительства российского сегмента МКС (между прочим, с финансовой поддержкой США на первоначальном этапе) показала сценарий, как будут постепенно провалить по времени проект по строительству новой национальной орбитальной станции.

Можно с большой долей вероятности предположить, что в 2025 г. наша страна не выйдет из проекта МКС, потому что сроки строительства РОСС будут сорваны. Если Россия все же выйдет до 2030 г. из проекта МКС, то пилотируемую космонавтику можно будет прикрыть на неопределенное время и нынешний отряд космонавтов распустить за ненадобностью.

Можно уверенно предположить, что Россия при нынешнем состоянии экономики и положения дел в ракетно-космической отрасли начнет строить РОСС не ранее 2030 г. Развернуть на орбите новую национальную станцию к 2035 г. не удастся. К этому времени проект, по всей видимости, пересмотрят и внесут существенные коррективы.

По уровню жизни Россия сейчас соседствует с Гватемалой, Намибией и Лаосом. Ни какой одновременного создания РОСС и Международной научной лунной станции не получится. Средств явно не хватит. Пока с большим трудом ресурсов хватает, чтобы достроить российский сегмент МКС. Поэтому можно по вечерам не будоражить воображение грандиозным планом строительства РОСС и спать спокойно.

Справка ЖВ

МКС – международный проект, который начинался по соглашению «Гор – Черномырдин» в конце 1990-х годов прошлого столетия. Функционально-грузовой блок «Заря» в центре российского сегмента МКС был построен на американские деньги.

МКС вывели на орбиту в 1998 г., а через два года на МКС прилетели первые космонавты. Участниками международного проекта являются 14 стран: Россия, США, Канада, Япония и страны, входящие в Европейское космическое агентств: Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция. Срок эксплуатации станции истекает в 2024 г. В ноябре 2020 г. стало известно о планах продлить работу МКС до 2030 г.

Поддержи Жуковские вести!