Административная реформа – последний гвоздь в крышку гроба местного самоуправления

Укрупнение территорий дошло и до Раменского района: что сулит жителям централизация власти.

4731

Первый срок губернатора Воробьева ознаменовался не только мусорными скандалами, но и резонансной административной реформой местного самоуправления, которая, по сути, окончательно похоронила местное самоуправление в Подмосковье. Муниципальные районы объединяют с сельскими и городскими поселениями в единый городской округ, приведя все к единому знаменателю — полному отсутствию полномочий и прямой зависимости от регионального правительства. Таким образом сельские и городские поселения, которые оставались последним оплотом местного самоуправления с прямыми выборами глав, ликвидировали, сделав частью территорий городского округа, со всеми вытекающими побочными эффектами. Для сравнения, в 2013 году в Московской области было 35 городских округов и 36 муниципальных районов, за пять прошедших лет ситуация кардинально изменилась, теперь в регионе 56 городских округов и 11 муниципальных районов.

Итоговые решения о согласии на объединение территорий принимаются Советом депутатов всех поселений с учетом результатов публичных слушаний, однако есть немаловажный нюанс: публичные слушания носят рекомендательный характер. За последние три года было достаточно случаев, когда, несмотря на мнение жителей поселений, Совет депутатов принимал решение о собственной ликвидации, так как депутаты не смогли отказаться от предложений, спущенных сверху. 26 декабря в 16.00 во всех поселениях Раменского района пройдут публичные слушания по вопросу объединения территорий в единый городской округ. После этого депутаты поселений путем голосования должны принять решение по данному вопросу.

В редакции ЖВ прошел круглый стол, в котором приняли участие депутаты сельских и городских поселений, а также члены инициативных групп жителей Раменского района. Что ждать от централизации власти, как это скажется на эффективности управления, и кто станет главными бенефициарами реформы — эти вопросы стали главной темой обсуждения перед грядущими публичными слушаниями.


Эла Знаменская

В январе этого года мы уже проводили в редакции круглый стол на тему местного самоуправления, точнее того, что с ним сейчас стало. Обсуждали и объединение территорий, тогда это касалось Дмитровского и Можайского районов. Сегодня административная реформа докатилась и до Раменского района. Мне хочется спросить участников того круглого стола, как мы «дошли до жизни такой»?
В 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко говорится, что депутат выражает мнение, высказанное его избирателями. Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы А.Н. Диденко в своем заключение по административной реформе в Подмосковье указал, что проведение «трансформации» муниципального района в городской округ любым иным способом, не предусмотренным федеральным законом № 131-ФЗ, а также изменение границ территорий муниципальных образований без учета мнения населения недопустимо. Более того, комитет неоднократно высказывал мнение, что данная тенденция противоречит конституционно-правовой доктрине и принципу доступности местного самоуправления для населения. По многим таким объединениям активисты сейчас находятся в судах и пойдут до конца. И депутаты поселений сейчас должны быть проводниками именно мнения жителей, а не требований сверху. Но при этом они должны чувствовать за спиной жителей, только вместе мы можем эффективно бороться за свои права.

Александр Чмут
депутат г.п. Удельная

Вот у меня на руках сейчас документы, которые рассылали всем депутатам в качестве аргументов за объединение территорий. Но это не аналитика и серьезные расчеты, а какой-то рекламный буклет без конкретики. Он так и называется — «Позитивные аспекты». Красивое обещание светлого будущего при отсутствии обоснований. При этом в этой презентации ни разу не упоминается Раменский район. Для принятия мотивированного, обоснованного решения мне нужна была информация. Однако не было озвучено ни одной цифры. Вполне возможно, я бы им проголосовал, если бы мне представили убедительные документы, но я ничего не увидел. Риторика мне больше всего напоминает базар, когда все хвалят свой товар: «Берите, не пожалеете». По какому принципу, по какому алгоритму будут распределять средства консолидированного бюджета, и как будут расставлять приоритеты, как мне кажется, не знают даже сами чиновники, презентующие эту красивую картинку. Никаких документов по предстоящему образованию, по форме взаимодействия я также не увидел. Зато слишком очевидно было желание ликвидировать последний оплот защиты жителей и барьер для возможностей принятия антинародных решений. Это, как в сказке «Голый король», а кто тогда вам будет указывать на очевидные просчеты в проектах, предлагаемых к реализации? Мы же все знаем, в каком виде на места приходит проектная документация, это же абсолютное незнание реалий. И теперь нам предлагают убрать и представителей жителей на местах. Мое субъективное мнение, что в следующий год, когда все эти «подарки» от правительства (повышение коммунальных платежей, НДС) начнут падать на население, нужно войти с упрощенной системой без обратной связи, которая по понятным причинам будет предельно негативной. Мне вообще непонятно, как так может быть, что исполнительный орган власти предлагает к ликвидации представительный орган власти, то есть нанятый менеджер предлагает по сути ликвидировать тех, кто его выбирал?

Эла Знаменская. Адепты административной реформы рассказывают о сплошных преимуществах объединения в городской округ, кроме «позитивных аспектов» никаких других для них не существует. Так почему вы как избранники народа и ваши избиратели против объединения в городской округ Раменское?

Александр Чмут. Аргументов нет, это безосновательные заявления. С ними даже нет смысла спорить.


Андрей Степенко
Гражданский активист г.п. Кратово

Когда начинают рассказывать, что после образования городского округа начнут расселять ветхий жилой фонд, а при этом десятилетиями деньги на расселение не были заложены в бюджет, это не аргумент.


Любовь Копач
депутат г.о. Кашира

Все поселения у нас были упразднены еще в 2015 году. В мае 2016 в городской округ Кашира пришел ставленник губернатора Московской области Алексей Спасский, который был избран на должность главы Советом депутатов городского округа Кашира. При образовании городского округа у нас сразу передали в область полномочия по земельным вопросам и архитектуре. И, самое печальное, что на региональное подчинение перешла система здравоохранения. Это первое, что почувствует на себе население. Что называется, укрывайся простыней и ползи на кладбище. У нас сразу произошло закрытие роддома под предлогом оптимизации. У нас было 25 коек, прекрасные квалифицированные специалисты. А сейчас, медикаментов нет, профилактического оборудования нет, отсутствуют реактивы, не проводятся исследования даже на сахар, не проводится анализ на ВИЧ, и другие исследования, простой мази Вишневского не сыщешь. С перчатками проблема, моющие средства персонал покупает за свои деньги, питание больных просто отвратительное! Дежурство врачей в стационарах сократили. После операции больные находятся без наблюдения врачей. В таком состоянии наша местная медицина не была еще никогда.
А сейчас 12 депутатов (ЕР, КПРФ, ЛДПР) городского округа Кашира приняли решение обратиться к губернатору Московской области с инициативой об установлении в городском округе Кашира предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги более 30% с учетом НДС. Вот так они отстаивают интересы жителей своего городского округа.
В сельских поселениях депутаты сложат с себя полномочия, а главы сельских поселений станут заместителями начальника территориального управления, начальником отдела определенной сельской администрации. Они будут подчиняться заместителю главы городского округа и у них уже не будет тех полномочий, которыми они были наделены ранее. Получается, что они просто как «смотрители». Они подчиняются главе, который в свою очередь подчиняется губернатору. Разрушен главный принцип местного самоуправления в поселениях – власть должна быть в шаговой доступности. А сейчас власть намного ближе к губернатору, чем к своим избирателям. Народ сам по себе, и получается, что он никому не нужен, а власть сама по себе.
С консолидированным бюджетом тоже не все так прекрасно, как обещают. Львиная доля средств идет на город, а поселениям перепадают объедки с барского стола.


Елена Иванова
представитель инициативной группы жителей г.п. Кратово

При вхождении г.п. Кратово в состав г.о. Раменское высока вероятность появления на территории Кратова многоэтажной застройки. Многочисленные примеры тому можно наблюдать по всему Подмосковью. Естественно, мы против того, чтобы живописные уголки Кратова, его великолепные хвойные массивы исчезли ради выгоды застройщиков. Также велика вероятность превращения г.п. Кратово в микрорайон г. Раменское. В качестве примера можно привести п. Подрезково в г.о. Химки, п. Николо-Архангельский в г.о. Балашиха, г. Ожерелье в г.о.Кашира. И, конечно, возникнут проблемы с обращением жителей к депутатам своего избирательного округа. Сейчас у нас в Совете депутатов 15 человек, которые ведут прием избирателей и находятся в пешей доступности. А при образовании городского округа останутся два депутата, а возможно, и один. И заседать они будут в г. Раменское. Много вопросов и к тому, как будет распределяться консолидированный бюджет, нас не ознакомили с каким-либо проектом, сколько денег будет выделяться на нужды г.п.Раменское. По опыту объединенных ранее городских округов поселения оказываются в статусе «бедных родственников».Лично я не хочу, чтобы Кратово стало заброшенной окраиной Раменского городского округа.


Марина Мозжерова
член инициативной группы граждан г.п. Кратово

В России местное самоуправление было всегда, в разных формах, но оно было. Был только один период, когда местного самоуправления не было — 1941-1944 годы. При оккупационном режиме полностью убиралось местное самоуправление, и был гауляйтер от оккупационной администрации и ему в помощь местный бургомистр. Посмотрите документы, там есть фантастический термин — управление территориями, чисто колониальный подход.

Андрей Степенко. Сама идея централизации власти порочна. Я 20 лет занимаюсь управлением компаний. От того, какая схема управления, зависит, будет ли рост у компании или нет. В высокотехнологичных компаниях сейчас переходят на гибкие методы управления, так называемые аджайлы. Суть в том, что руководство с верхних уровней спускается как можно ниже. Потому что если оно все собирается сверху, то человек гарантированно не дорастает до верхнего уровня. Он просто останавливается в развитии, потому что у него нет цикла научения. Самые главные остаются самыми главными. И в обосновании получаются такие формулировки типа «да все будет хорошо, точно говорю». Несмотря на то, что мы в 60-х годах в космос уже полетели, сейчас ничего такого прорывного не можем сделать. Если мы сейчас ломаем это децентрализованное управление, что противоречит вообще всем тенденциям развития, никакого эффективного управления не будет. То есть власть централизует управление и увеличивается время отклика. Мы также будем жалобы посылать, только до них доходить не будут. Вся бюрократическая система именно таким образом и построена для того, чтобы сдерживать общественный натиск.


Игорь Ломакин
гражданский активист с.п. Верейское

Самое главное, нас лишают права выбора. Даже на Руси один раз в год был Юрьев день, дававший право подневольному перейти от одного барина к другому. А сейчас прямые выборы глав районов и округов практически отменены, теперь и глав поселений выбирать не будем. Нам хотят насадить неизбираемых и несменяемых гауляйтеров для управления территориями.

Эла Знаменская. Так никто и не скрывает реальной цели, даже вот в презентации четко написано: «Одноуровневая система управления позволяет оперативно решать все хозяйственные и политические вопросы». А мы все прекрасно знаем, что у нас и хозяйственные вопросы уже стали политическими. Так что все укрупнение происходит исключительно для облегчения управления территориями.

Александр Чмут. Простая арифметика: на сегодняшний день в Раменском районе 240 муниципальных депутатов, район на них средства не тратит, потому что депутаты — это общественники. Предлагается эту систему упразднить, и появятся 30 депутатов, которые будут работать с коэффициентом 8. При этом тоже на общественных началах. А ведь мы понимаем, что, имея семью, работу, человек может выполнять общественные обязанности в каком-то ограниченном объеме. А на одного депутата будет примерно 7000 избирателей. Естественно, депутат будет не в состоянии общаться с таким количеством граждан и досконально изучать нормативные документы. И тогда все заявители будут получать от своих депутатов такие же отписки, как они сейчас получают от чиновников: «Ваше обращение получено и включено в перспективный план работы». То есть подвешивают в процесс без указания точной даты решения его проблемы, потому что у депутатов просто не будет времени и ресурсов заниматься этим так, как это сейчас делаем мы. Главное, чтобы не было точной даты и ответственного за решение проблемы лица.

Андрей Степенко. Это называется размывание ответственности. Когда человека подвешивают в процесс, то потом, когда ты приходишь с жалобой, тебе говорят: «А у нас этот человек уже не работает, он плохой и мы его уволили».

Александр Чмут. У нас так работает фонд капремонта: никакой ответственности, никаких обязательств. То же самое и с МосОблЕИРЦ, который является посредником и ни за что не отвечает.

Андрей Степенко. Есть конкретные цифры, сколько людей может обслужить один грамотный управленец. 7000 человек на одного депутата — это уровень компании Касперского, у него 5000 человек работает. Я не думаю, что у депутатов городского округа Раменское будет квалификация и уровень Евгения Касперского. В конечном итоге сити-менеджеры просто будут воспроизводить тот идиотизм, который уже есть. Система централизованная, а ответственность распределенная, как с мусором сейчас.

Эла Знаменская. 26 декабря будут публичные слушания по вопросу объединения, плюсы описаны в презентации, минусы на собственном опыте ощутили в уже объединенных городских округах. Принимать окончательное решение будут депутаты поселений. Как достучаться до депутатов, чтобы они услышали голос избирателя, а не команды сверху?


Михаил Лепешкин
депутат г.п. Быково

Депутаты сельских и городских поселений работают в тесном контакте с населением, мы не просто представители жителей, но еще и соседи, потому что живем в своих поселениях. Доверие к нам складывалось из совокупности всех этих факторов. Сейчас депутаты и жители должны понять и осознать пагубные последствия этой реформы для своих поселений, которые будут рассматриваться не как среда обитания, а как территория в управлении. В свое время с принятием
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» поселения получили бюджеты и полномочия. Это позволило местным администрациям в тесном контакте с жителями решать задачи благоустройства территорий: строительство детских и спортивных площадок, асфальтирование дорог, уличное освещение, ремонт учреждений культуры, благоустройство дворов и парковых зон. Сегодня у нас все это хотят забрать, чтобы наверху решать, что нам нужно и что для нас лучше. Мы должны выступить с единой позицией, потому что сейчас мы все прежде всего жители своих поселений, у которых планируют забрать все полномочия и залезть к нам в карманы. Депутаты при принятии решения должны исходить из интересов своих избирателей, а не выполнять указание вертикали власти. Жители же должны прийти на публичные слушания и четко обозначить свою позицию.

Александр Чмут. Я все время повторяю, что ответственность нельзя дать, ее можно только взять. Если жители возьмут эту ответственность, то все должно получиться. При активном населении и федеральные проекты разворачивали, есть множество примеров. Сколько ответственности они возьмут в свои руки, столько изменений и произойдет. А ожидание, что все само чудесным образом разрешится, ни к чему не приведет. Все в руках жителей.


Ирина Астахова
депутат г.о. Люберцы

У нас объединение произошло два года назад. Не было никакой продуманной стратегии, как будет проходить развитие объединенных территорий. И поэтому мы до сих пор живем в режиме постоянных доработок. Нам столько всего обещали на публичных слушаниях по вопросу объединения, по факту не сделано ничего.
Есть и четко обозначенные минусы. Например, в Томилине по нормативам предельная этажность была 7 этажей. При вхождении в городской округ эти нормативы перестают действовать и вступают совершенно иные градостроительные регламенты. Региональный норматив для городских округов – 17 этажей. И теперь застройщик «Самолет» строит уже целый квартал высоток. Также поднялась ставка земельного налога. Интересные метаморфозы происходят и с размером оплаты услуг ЖКХ, я недавно с удивлением узнала, что у нас в тарифы на содержание жилья в МКД включили стоки в ливневую канализацию. То есть встал вопрос о строительстве системы ливневой канализации в городском округе, решили проводить через софинансирование регионального и муниципального бюджета, а также средства управляющий компаний. А они естественно выставили эти деньги жителям.
Еще один момент: с момента объединения обеспечивать местами в детских садах возможно в пределах округа, по школьным учреждениям был принят норматив – до двух километров удаленность от места проживания ученика. То есть условно ребенку из Малаховки могут предоставить сад вблизи Жулебина. А в Раменском районе расстояния еще больше.
Нужно также понимать, что городской округ предполагает единый административный центр, поэтому жителям из отдаленных уголков вашего района придется практически по каждому вопросу ехать в центр. Более того, если раньше депутаты поселений работали со своими избирателями адресно, то сейчас у меня более 7000 избирателей, естественно, я уже не могу просто физически уделить внимание всем.
У территориальных управлений на местах функции по сути, как у МФЦ, то есть житель пришел со своим обращением, его примут, но решение будет приниматься в административном центре. Это намного увеличивает срок рассмотрения любого вопроса. Убирают депутатов, которые работают «на земле», логичнее бы было начать оптимизацию с регионального правительства, штат которого с каждый годом только увеличивается.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.