На сайте администрации опубликован проект внесения изменений в лесохозяйственный регламент городских лесов г.о. Жуковский, о котором до этого семь лет никто не вспоминал
Леса в Жуковском всегда были зеленым щитом от располагающего в черте города аэродрома, который был для многих жуковчан местом работы в городе людей, влюбленных в небо. А также прекрасным местом отдыха, несколько поколений жителей города ходили в цаговский лес, который притягивал тем, что буквально через 30 метров от дороги вы попадали в настоящую лесную чащу. При этом это был прекрасный чистый лес, так как за ним действительно ухаживали.
В 1982 году лесу присвоили статус Особо охраняемых природных территорий (ООПТ), однако в 2010 году ради строительства дороги прокуратура города вышла в суд с иском в интересах неограниченного круга лиц и потребовал снятие охранного статуса с городского леса. Причина была банальной: якобы решение жуковского горсовета не было опубликовано в печатных СМИ. А то, что в это время в Жуковском не было этих самых печатных СМИ оказалось незначительным нюансом, на который суд предпочел не обращать внимание при удовлетворении требований прокурора.
После вырубки части цаговского и «треугольного» лесов был в 2014 году был принят лесохозяйственный регламент лесопарка и даже заявлялось о планах присвоения остаткам леса статуса ООПТ, однако вопрос повис в воздухе, а потом и вообще исчез повестки дня. За это время лес резко сократился в размерах, и вот в 2021 году после появился проект внесения изменений в лесохозяйственный регламент, который стал еще своеобразным аудитом городских лесов. Многостраничный документ опубликован на сайте администрации в разделе «Антикоррупционная экспертиза»
Вы не поверите, но существует даже жуковское лесничество, на территории которого 126 га городских лесов. Это пять земельных участков: цаговский лес, «треугольный» лес, два участка в парке и лес около платформы «Отдых». Целевое назначение – защитные леса. При этом, как указано в регламенте, в городских лесах г.о. Жуковский особо охраняемые природные территории отсутствуют.
Состояние городских лесов в Жуковском оценивается в среднем по II классу дигрессии: незначительные изменения лесной среды и ухудшение роста и развития деревьев и кустарников, единичные механические повреждения, подрост разновозрастной жизнеспособный, подлесок жизнеспособный, средней густоты, имеется до 20% поврежденных и усохших экземпляров. То есть, требуется незначительное регулирование рекреационной деятельности.
За все хорошее и против всего плохого
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а также органами местного самоуправления, в полномочии которых, например, осуществление муниципального лесного контроля. К мероприятиям по уходу за лесами в числе прочего относятся обновление лесных насаждений, уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений.
Согласно ч.2 ст. 116 Лесного кодекса РФ, в городских лесах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, использование токсичных химических препаратов, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. К объектам инфраструктуры городских лесов относятся лесные дороги, щиты и навесы для размещения противопожарного инвентаря, обустроенные места для отдыха, лесохозяйственные, лесоустроительные знаки, информационные щиты и другие объекты, используемые для охраны, защиты и воспроизводства лесов, в частности, противопожарные разрывы и гидротехнические сооружения. При этом объекты лесной инфраструктуры после того, как в них отпадет надобность, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались – рекультивации. Важно отметить, что согласно документу, проведение рубок, связанных с созданием лесной инфраструктуры на территории городских лесов не предусмотрено. Ежегодный объем изъятия древесины при всех видах рубок составляет 195 м3 ликвидной древесины, он связан с проведением санитарных вырубок.
Как указано в лесохозяйственном регламенте, городские леса отличаются высокой степенью антропогенной нагрузки, поэтому приоритеты их освоения должны отвечать целям сохранения средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций. В связи с этим определены пять видов разрешенного использования лесов в Жуковском: заготовка древесины, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление рекреационной деятельности, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов. Для заготовки древесины допускает вырубка спелых, перестойных лесных насаждений, а также деревьев любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры. При этом запрещены навалы деревьев после подобных вырубок.
Берегите природу, мать вашу
В городских лесах запрещен сбор растений, занесенных в Красную книгу, а также признанные наркотическими средствами. Помимо этого под запретом сбор лесной подстилки, заготовка елей для новогодних праздников. Заготовка бересты допускается со свежесрубленных деревьях при проведении вырубок, а заготовка веников, ветвей и кустарников лиственных пород для метел и плетения допускается исключительно на лесных участках, подлежащих расчистке. Ягоды и грибы можно собирать без ограничений, однако, по мнению авторов документа, заготовка ягод и грибов в городских лесах практически не производится.
Разрешается научно-исследовательская деятельность, направленная на получение новых знаний об экологической системе леса, однако опять же авторы заявляют, что осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности в городских лесах не планируется.
Разрешенное благоустройство территории предусматривает устройство простейших форм ландшафтной архитектуры применительно к местным условиям. «Мероприятия по благоустройству следует осуществлять, не нарушая естественных условий среды, сохраняя природный комплекс», – отмечено в регламенте. В планах благоустроить тропы, на открытых полянах построить беседки и сделать смотровые площадки, обустроить места отдыха, обустроить спортивные и детские площадки, сделать навесы для дождя, по границам зон регулируемой посещаемости и у дорог общего пользования обустроить автостоянки, а также сделать освещенную велосипедно-лыжную трассу.
Как мы будем воспроизводить городские леса
Воспроизводство лесов проводится органами местного самоуправления и подразумевает процесс воссоздания леса подобно прежнему (вырубленному, погибшему, поврежденному). Это мероприятия по содействию естественному возобновлению хозяйственно-ценными древесными породами, сохранению их генетического потенциала, уходу за лесами, заготовке семян, выращиванию посадочного материала.
Получается, городские леса официально у нас есть, а вот денег на их полноценную санацию и возрождение нет. В бюджете городского округа Жуковский на программу «Экология и окружающая среда» ежегодно выделяется 3,6 млн рублей. На реализацию подпрограммы «Развитие лесного хозяйства» предусмотрены расходы на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, которые оценили в 3 млн рублей. Эти работы выполняет по муниципальному заданию МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения». Однако, как сообщили в 2020 году в муниципальном бюджетном учреждении, согласно муниципальному заданию в прошлом году провели посадки 71 дерева, а также санитарные вырубки: 41 дерево с использованием автовышки и 193 дерева без ее использования. При этом, работы производились в жуковских дворах, которые никоим образом к городским лесам не относятся. А редкие посадки в рамках губернаторских акций «Лес Победы» и всего, чего только можно, воспроизводством никак не назовешь.
Ситуация, при которой городские леса стоят неухоженными и постоянно скукоживаются в угоду различным проектам, «принятым до», при том, что лесохозяйственный регламент действует в городе уже семь лет, на первый взгляд, парадоксальна. Однако на второй – логична в сложившейся системе координат. Федеральный проект уничтожил экосистему и пробил рекреационный щит города, но кто думает о малых жертвах во имя больших интересов. А теперь муниципалитету предлагают из нищенского бюджета финансировать восстановление уничтоженного. И местные чиновники привыкшие «казаться, но не быть» делают все возможное – принимают неработающий документ. При этом с объяснением почтальона Печкина: «Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было! А теперь я сразу добреть начну. И какую-нибудь зверюшку заведу». Так и у нас: мы почему на леса внимания не обращали, потому что у нас лесохозяйственный регламент недоработанный был, а теперь сразу сознательнее станем, и какую-нибудь зверушку заведем из Красной книги.