Просветительство на марше. Госдума в трех чтениях одобрила законопроект о запрете на просветительскую деятельность без согласования властей

723

16 марта Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон об образовании, касающиеся регулирования просветительской деятельности, которую теперь можно вести Результат голосования: за- 308 человек, против – 95. Хватило одобрения депутатов фракции «Единая Россия», депутаты КПРФ и ЛДПР призывали отклонить инициативу.

Поправки были внесены в Госдуму в ноябре прошлого года. При этом в числе авторов законодательной инициативы, помимо пяти депутатов от «Единой России», также оказались два депутата «Справедливой России», представитель ЛДПР и коммунист, то есть, отметились все партии. В закон ввели определение просветительской деятельности –  «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Под такое широкое толкование могут попасть даже блоги про кулинарию или каналы по фитнесу, а также некоторые СМИ, которые будут иметь право продолжать свою деятельность только при включении в определенный реестр.

В пояснительно записке к проекту довольно четко и без стеснения объяснили, почему просветительскую деятельность предлагается регламентировать и согласовывать. «Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя». Также предусматривается запрет на использование просветительской деятельности «для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов». По мнению депутатов, принятие законопроекта позволит «не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений, что способствовало бы созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции».

После всевозможных собраний в вузах, школах и даже детских садах говорить о пропагандистских мероприятиях, нацеленных на дискредитацию государственной политики, как-то не приходится. При этом разжигание какой-либо розни и так уже запрещено законом, который не на всех действует, так зачем плодить сущности. И главное, чтобы распространять достижения отечественной науки и культуры, они должны быть, потому что на Пушкине и Гагарине далеко не уедешь.

Против законопроекта выступал и президиум Российской академии наук, который считает, что данные изменения затормозят популяризацию науки. Петицию против изменений в законе об образовании на сайте Change.org подписали более 230 тысяч человек. В настоящий момент законопроект проходит Совет Федераций, затем он поступит на подпись президенту. Если будут пройдены все эти инстанции, что регламентировать просветительскую деятельность начнут с 1 июня 2021 года.

Глас народа

Сергей Попов.

Все, по-моему, очевидно: власть боится просвещения, как вида деятельности. Она считает, что идеальный гражданин – это не тот, кто знает, думает и анализирует, а тот, кто правильно реагирует на команды. И чем больше эта утопия распространяется в головах больших начальников, тем  “чудесатее”  выглядит отечественное законотворчество.  А  уж исполнение этого нового закона будет выглядеть ещё более дико, чем сама постановка вопроса. Не сомневаюсь, оно будет проходить под девизом “Незнание  – сила”.

Я, например, с удовольствием смотрю на ютубе лекции математика Саватеева. Насколько я понимаю, теперь Алексей Саватеев  должен будет получать лицензию на свою деятельность. И кто эту лицензию ему будет давать? Кто будет оценивать его проект с точки зрения пользы и вреда государству? Правильно, чиновник, который в принципе не может понять, о чем говорит Саватеев. Или товарищ майор с лупой как у самого Бастрыкина.

Понятно, что  авторы закона  меньше всего думали о лекциях по математике. Они хотят контролировать все, что на их взгляд, идёт вразрез с “линией партии”. Или подозрительно на это похоже. Но я  полагаю, что  в итоге, закошмарят  и “физиков, и лириков”. Просто потому, что наши органы  власти  удивительным образом умеют делать  из любой собственной затеи  обычный шлагбаум со сторожем в фуражке. Сначала объявят вне закона лекции о каком-нибудь местном самоуправлении, потом  поглумятся над  айтишниками,  и в конце концов дойдут до математиков, физиков, биологов, медиков…  Особенно, если они  будут замечены в “неблагонадёжных” высказываниях.

К тому же обязательно появится план: сколько просветителей в год надо поймать и привлечь к ответственности. В итоге ничего, кроме вреда, этот закон не принесёт. Причем, не только населению, но и самой власти.  Борьба с просвещением никогда не заканчивалась победой.

 

Дмитрий Лаврик

Для чего вообще рождён человек? Для карьеры, профильного развития, размножения? Человеческая цивилизация развивается благодаря поиску и желанию человека расти. Причём расти согласно своим ощущениям, своей натуре, своим запросам.

Кто-то находит ответы на свои вопросы в религии. Кто-то решает их просто и набивает деньгами счета и квартиры. А кто-то всю жизнь мучается, развиваясь и эволюционируя, давая современникам пищу для ума своими размышлениями.

Но теперь, чтобы не мы не метались понапрасну, не увеличивали энтропию и не задавали вопросов «кто виноват и что делать», Дума принимает закон и ответы на все вопросы будут четко согласованы, пронумерованы, доведены до сертифицированных преподавателей и доступны таким образом всем гражданам одной шестой части суши.

Не нужно думать. Не нужно задавать неудобные вопросы. Поделиться мыслями, не имея согласованного плана рассказа – штраф, приехать в город на осле и проповедовать – «двушечка», податься как декабристы, нести просвещение в народ – традиционная путёвка в Сибирь.

Государство не даёт никакого образа будущего, включая в активную повестку только прошлое. Но при этом оно хочет активно его контролировать. «Для вас у меня только одна религия, только один президент, только одна партия, только одна образовательная программа», говорит нам государство. А то, что мы все разные и живые его не волнует. Наша реальность становится смесью антиутопий. Фабрика пролов поставлена на поток. Люди как батарейки в Матрице. Теперь, как сказала Масяня в крайнем своём мультике – «силовик есть, умовика не надо».

 

 

 

 

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут