Нецелесообразные дороги: сначала нарисовали – потом исключили

1124

Как в проекте Генплана Раменского г.о. на территории природного заказника появились автомобильные дороги, и как под нажимом жителей их решили исключить

Проект Генплана Раменского г.о. вызвал у жителей полную гамму чувств: от недоумения по поводу информации о других округах (по всей вероятности, шаблон «ходит» по всем муниципалитетам региона и его не всегда успевают править) до возмущения по поводу его несоответствия градостроительным нормам и действующему законодательству. То же самое происходило и с проектом Генплана Жуковского, жителям пришлось «вымарывать» фактические ошибки и сомнительные решения. Теперь пришла очередь соседей.

Самое интересное, что после 2015 года все полномочия по градостроительству ушли в область, и теперь заказчиком является не администрация городского округа, а Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. А на региональном уровне, как показывает практика, правая рука не знает, что делает левая. Так произошло в ситуации с Раменским лесом. В январе региональное Министерство экологии и природопользования объявило о создании природного заказника на территории Раменского и Богородского городских округов.  Сообщили, что уже разработали проект положения о новой особо охраняемой природной территории — заказнике областного значения «Донинский». Планируемая площадь заказника — 5283 гектара, он охватывает часть долин рек Донинка, Хрипань, Дергаевка и Вьюнка с их притоками.

И  в это же время жителям Раменского г.о. представили на обсуждение проект Генплана, который предполагает строительство двух автомобильных дорог местного значения – ул. Прямолинейная – район Северный и Егорьевское шоссе – Раменское. Как раз по территории будущего природного заказника. Вот такой вот казус отсутствия местного самоуправления, когда муниципалитетам не дают права на градостроительную политику, а из области взгляд никак не может сфокусироваться. В этот раз гражданское общество помогло подправить «фокус».

Общественный Совет Раменского г.о. подготовил заявления, которые жители массово направили в Минэкологии, чтобы напомнить о масштабных планах по охране окружающей среды. «Строительство двух новых перпендикулярных дорог «разрубит» лес на четыре части, островной эффект уничтожит экосистему, – указано в обращении. –  Территория Раменского леса является водосборной территорией для оз. Борисоглебское, оз. Плотина, Кратовского пруда. Перекресток двух дорог планируется расположить прямо над Дергаевским каналом, что приведет к тому, что территория Раменского леса окажется сильно заболочена. Прошу утвердить Положение о государственном природном заказнике областного значения «Донинский» и ускорить постановку его границ на кадастровый учет, установить на этой территории режим охраны, включающий запреты на строительство, прокладку дорог, размещение отходов и другие виды деятельности, которые могут нарушить сложившиеся экосистемы».

12 марта заявителям пришел ответ министерства, в котором с доводами согласились, а решение по дорогам в пределах особо охраняемой природной территории (ООПТ) нецелесообразным. Также жителям сообщили, что 4 марта 2021 года в Минэкологии прошло совещание с участием представителей администрации Раменского г.о. по вопросу недопустимости размещения  автомобильных дорог в границах ООПТ, расположенной полностью на землях государственного лесного фонда. Также выяснилось, что этих дорог нет в документах территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. При этом, по мнению Минэкологии, которое поддержали Комитет лесного хозяйства и Комитет по архитектуре и градостроительству региона, «вопрос размещения указанных в обращениях автомобильных дорог не проработан, и, вероятнее всего, нецелесообразен ввиду наличия альтернативных дорог общего пользования».

Как указано в ответе министерства, коллегиально было принято решение о необходимости администрации Раменского г.о. в доработке чертежей  в проекте генерального плана  в части исключения планируемых автомобильных дорог в связи с нецелесообразностью их  реализации в предлагаемых трассировках. Довольно странное решение, хотя вектор правильный. Выражаясь языком чиновников, «вероятнее всего», изменение чертежей все же должен делать проектировщик «НИиПИ градостроительства» Московской области, а контролировать заказчик – Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Муниципалитет не имеет полномочий заказчика и не является подрядчиком. Администрация – скорее «преобразователь интерфейса» между областью и жителями городского округа, она может передавать сигналы, но не изменять их.

Однако то, что чиновники хотя бы признали нецелесообразность нарушения закона и прав жителей, уже внушает надежду на благоприятный исход в этом случае.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут