Москва, Немцов мост, 27 февраля 

1961
Наталья Знаменская

Классика жанра: почему вопрос «кто убил оппозиционного политика?» больше не звучит

27 февраля тысячи людей пришли на место убийства оппозиционного политика Бориса Немцова. Москворецкий мост был просто усыпан живыми цветами, а люди шли и шли вплоть до самого позднего вечера, когда в 23 часа 31 минуту объявили минуту молчания. Ровно в это время шесть лет назад прозвучал роковой выстрел, оборвавший жизнь красивого человека, умного, несгибаемого и очень настоящего. Совсем непохожего на нынешний политический бомонд с его уникальной особенностью тоннами воспроизводить бесстыдство на экранах столь же бесстыдного центрального телевидения.

Прошло шесть лет и все эти шесть лет народный мемориал на месте гибели Бориса Немцова остается прямым укором тем, кто находится по другую строну кремлевской стены. И единомышленники, и противники Бориса Немцова одинаково не верят в полноценность официального расследования. Они просто по-разному реагируют на факт – убийство оппозиционного политика прошло безнаказанно, на это есть причины, одних эти причины устраивают, других –нет.

Так или иначе, но спустя шесть лет даже самые наивные люди перестали задаваться вопросом: «Кто и за что убил Бориса Немцова»? И это не смирение, не равнодушие и не прощение. Просто время отчетливо показало, что происходит в стране, и это само по себе стало ответом.

А еще время показало, что имя Бориса Немцова фактически обрело бессмертие. Народный мемориал на Москворецком мосту шесть лет демонстрирует не только России, но и миру, что все настоящее сильнее ряженого, и никакая пропаганда не в силах победить истинное уважение и истинную память. Мемориал громили безнаказанные гопники, чиновники пытались прикрыть его под видом благоустройства, полиция устраивала облавы на дежурных активистов, но это лишь укрепляло его значимость в сознании многих людей. На зачищенном от цветов пространстве снова появлялись цветы и портреты Бориса Немцова. А сам мост уже давно в народе называется Немцов мост. И он стал памятной достопримечательностью Москвы. Такого, наверное, нет нигде, чтобы обычные люди, по собственной инициативе, дежурили у мемориала, защищали его, наполняли свежими цветами, меняли пострадавшие от непогоды портреты убитого политика. И делали это не по приказу, не по долгу службы, не за деньги, а от души, из убеждений, из нестерпимого протеста против насилия в собственной стране и в знак большого уважения к Борису Немцову.

Конечно, рано или поздно все встанет на свои места. И будет улица, и площадь, и мост имени Немцова. По-настоящему, официально.
А введенный указом президента праздник в честь «сил особых операций», станет предметом открытого обсуждения на тему, что конкретно имел ввиду президент, назначив отмечать этот день 27 февраля.

Ну, и конечно, судьба оппозиционного политика Алексея Навального, сначала отравленного, а позже осужденного по политически мотивированному делу (фактически за то, что выжил), может пролить свет на многие тайны убийства Бориса Немцова. Так бывает, когда и мотив, и жертвы говорят об одном – адаптированная российская демократия оказалась банальной диктатурой, и насилие в ней – главная скрепа. Это никакой не особый путь, просто классика жанра. Но у насилия есть обратная сторона, оно порождает кумиров. Того, кто говорит «Я не боюсь!», и реально становится символом перемен. С этой минуты они (перемены) становятся неизбежны.

И это тоже классика жанра.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.