Как жители одного из домов Жуковского пытаются добиться почетного права оплачивать взносы на капремонт, хотя вот уже шесть лет их просто нет ни в каких списках Фонда капремонта.
Взнос на капремонт в Подмосковье добавили в платежки в 2014 году, суть новой реформы была в том, что все многоквартирные дома региона оплачивают платежи в общий котел, а региональный Фонд капитального ремонта определяет дома, которые войдут в программу. При таком подходе жителям более старых домов это действительно было выгодно, а вот новостройки платили скорее принудительный платеж.
Во время программы капремонта отремонтировали кровлю во многих сталинских домах в центральной части города, в первую очередь там, где уже были созданы Советы домов или нашлось несколько активных граждан, прекрасно понимающих, что им с этой крышей жить дальше. В других случаях то же понимание жителей сподвигло их создать Советы домов для контроля за работами в рамках программы капремонта.
И все же бум на создание органа управления многоквартирным домом пришелся на момент истории с переделом жилого фонда наукограда в 2018 году. Тогда управляющая компания «МеУК» из Истры попыталась забрать большую часть домов Жуковского вместе с жителями в виде крепостных, как раз из-за того, что в домах не было Советов домов и инициировать собрание со стороны было довольно просто.
История дома четыре по ул. Горького напоминает сюжет «Бумбараша», где станицу поочередно занимали то красные, то белые, то зеленые… Сначала дом был ТСЖ, потом ушел под управление «Наукограда», однако представители ТСЖ считали, что форма управления не поменялась. Затем пришла УК «МИРА», но ТСЖ не хотело признавать свои полномочия оконченными. Поэтому в этом доме было все: срезание замков друг друга на дверях подвалов и технических помещений, платежки УК из почтовых ящиков пропадали, «как врут очевидцы» их вытаскивали пинцетом. Дом жил в состоянии войны годами. Однако в 2019 году он перешел в управление УК «Корус», а в 2020 году выбрали Совет дома и председатель начала разбираться с общедомовым имуществом и его состоянием.
И оказалось, что дом не может войти в программу капремонта с ремонтом кровли, так как не оплачивал соответствующие платежи. А не оплачивал потому что никто ему и не выставлял. Председатель обратилась в местное отделение Ассоциации председателей советов многоквартирных домов, те, в свою очередь, связались с Фондом капремонта Московской области и выяснили, что дом «в списках не значился». Это, в принципе, все, что нужно знать об учете и эффективной работе, об оптимизации которой нам кричат из каждой розетки.
После череды разбирательств Фонд капитального ремонта сообщил, что с февраля жителям дома начнут начислять платежи за капремонт в формате 1+1 (текущий месяц и месяц прошлого периода, начиная с марта 2019). Однако в феврале начислений опять не случилось. Следующая отметка – март.
А пока жители отдельно взятого дома, сами того не осознавая, остались за бортом реформы капремонта. Причем, могли бы там оставаться и дальше, если бы самостоятельно не вышли из тени. Например, сами собирать, только не в общий котел, а на свои нужды, так как находятся ниже линии радаров Фонда капитального ремонта и для этого ведомства годами оставались невидимками. Однако они решили следовать закону, но чиновники его так рьяно охраняют, что никак не дают им воспользоваться.