Борьба за проекты самолетов ТВС-2ДТС «Байкал» и ЛМС-901 «Байкал». Серия № 2

526

Мнение в правительстве по поводу реализации проектов ЛМС-901 «Байкал» и ТВС-2ТДС «Байкал» неоднозначно. Многое решит дальнейшая расстановка сил в госструктурах

Исследования в рамках контракта с Минпромторговли РФ

Пресс-служба ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского сообщила, что специалисты Института в рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Комплексные исследования и формирование научно-технического задела, обеспечивающие создание конструктивно-технологической платформы гражданских самолетов «малой авиации» следующего поколения» (шифр «МА 19-20»), которые осуществляются по государственному контракту с Минпромторговли России, сконструировали и изготовили из отечественных полимерных композиционных материалов демонстратор силовой конструкции крыла перспективного 9-местного самолета авиации общего назначения (АОН). Соисполнителем при проведении НИР является Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина.

При проведении НИР одной из важных задач является оценка возможности импортозамещения используемых импортных материалов на новые отечественные материалы. С этой целью было изготовлено более 400 специальных тематических и конструктивно-подобных образцов для оперативного определения их прочностных характеристик. Результаты исследований показали, что отечественные материалы не уступают зарубежным и могут быть использованы в конструкции крыла легкого многоцелевого самолета АОН.

Полученные оценки прочности были положены в основу разработки силовой конструкции, включающей лонжероны и нервюры крыла, а также трехслойные панели обшивки. Изготовление демонстратора силовой конструкции крыла самолета осуществлялось на двух площадках: лонжероны – в СибНИА с помощью автоклавного формования, а остальные элементы – в ЦАГИ по технологии вакуумного формования.

Были применены такие решения, как использование метода вакуумной инфузии при изготовлении панели кессона (ее размах составляет порядка 5 м, хорда – около 1 м), которая представляет собой интегральную трехслойную обшивку, защита с ее помощью основных силовых элементов от ударных повреждений, отказ от механического крепежа и замена его клеевыми соединениями.

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в 2021 г. будут проведены прочностные испытания изготовленной конструкции крыла, результаты которых должны подтвердить правильность выбранных технических решений, а также выдать рекомендации ее для применения в самолетах «малой авиации».

Компромисс, предложенный вице-премьером Юрием Трутневым

Летом 2019 г. Минпромторговли России объявило конкурс на разработку легкого многофункционального самолета на девять пассажиров, тем самым отказавшись от практически готового к серийному производству цельнокомпозитного ТВС-2ДТС, разработанного в СибНИА, который планировалось серийно строить на авиазаводе в Улан-Удэ.

В конце 2019 г. руководство Минпромторговли России объявило, что по итогам вновь проведенного конкурса по разработке легкого многоцелевого самолета (ЛМС) АОН победила дочерняя компания Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – ООО «Байкал-Инжиниринг» (Улан-Удэ). Необходимо добавить, что УЗГА входит в состав госкорпорации (ГК) «Ростех». Руководство ГК «Ростех» явно заинтересовано в проекте ЛМС-901, чтобы загрузить производство на УЗГА.

Среди причин отказа от проекта ТВС-2ТДС указывалась, что у машины СибНИА имеется значительная доля зарубежных комплектующих, что применение композитов в планере самолета, затруднит ремонт планера самолета в процессе эксплуатации на небольших аэродромах, расположенных в глубинке, и не соответствие ряду требований действующих норм летной годности.

Следует сказать, что сейчас проект по созданию ЛМС-901 «Байкал» оценивается в 4,5 млрд. руб. включая типовую сертификацию. До конца марта 2021 г. должен быть изготовлен первый опытный образец ЛМС-901 для проведения статических испытаний. Летные испытания ЛМС-901, планер которого делают из металла, должны начаться в 2021 г. Презентацию опытного образца самолета ЛМС-901 планируется провести на МАКС-2021.

Также одной из причин отказа от проекта ТВС-2ТДС было названо использования в качестве силовой установки американского турбовинтового двигателя (ТВД) Ханиувэлл ТРЕ331-12UAN и воздушного винта американской компании «Хартзелл Пропеллер». Недавно выяснилось, что на первом этапе на ЛМС-901 будет устанавливаться тот же ТВД Ханиувэлл ТРЕ331-12UAN. В дальнейшем импортный двигатель планируют заменить на отечественный ТВД ВК-800С, создание которого затянулось. Напомним, что двигатель ВК-800 разрабатывается с начала 2000-х годов.

Также на первом этапе на ЛМС-901 будет устанавливаться американская авионика компаний «Гармин» или «Ханиувэлл» с последующей заменой (точные сроки не известны) на авионику российской разработки.

В феврале нынешнего года вице-премьер Юрий Трутнев (он также является полномочным представителем президента России в Дальневосточном федеральном округе) в интервью в СМИ заявил: «Я должен честно признаться, что стараюсь поддержать выпуск самолета ТВС-2ТДС «Байкал» в Улан-Удэ». При этом Ю.Трутневым предложил создавать не менее двух типов многоцелевых самолетов АОН одновременно Он считает, что стоит проработать вариант создания более тяжелого серийного самолета АОН на базе демонстратора технологий – на основе машины ТВС-2ТДС. По утверждению вице-премьера, Улан-Удэнский авиационный завод в зависимости от экономической целесообразности готов участвовать в производственной кооперации по двум типам самолетов АОН, в том числе в качестве изготовителя агрегатов планера самолета ЛМС-901 «Байкал».

Работы по созданию крыла из отечественных композитов для многоцелевого легкого самолета АОН смогут помочь в продвижении проекта СибНИА. Исходя из экономической целесообразности, нельзя допустить, чтобы проект по ТВС-2ТДС повторил судьбу сертифицированных самолетов Ту-334 и Ту-204СМ, на создание которых были затрачены многомиллиардные инвестиции в рублях из госбюджета, но авиалайнеры так и дошли до стадии серийного производства.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут