Афон, уникальный полуостров, где более тысячи лет живут одни монахи и не умолкает молитва, стал местом действия документального фильма «Где ты, Адам?». Почти 10 лет создатель фильма, протодиакон Свято-Троицкого Ионинского монастыря Александр Плиска ждал разрешения на съемки. За четыре года было организовано множество экспедиций на Афон в разные времена года, и из 200 часов отснятого материала был смонтирован фильм классической продолжительности: 1 час 20 минут.
— В Вашем фильме я нашла отзвуки творчества и духовных поисков Андрея Тарковского. В ленте задаются те же извечные вопросы: для чего живет человек, что такое истинная любовь, подлинная вера… Что Вас вдохновило на создание фильма?
— Уверен, что любой мыслящий человек, любящий кино, знаком с творчеством Тарковского. Сознательно мы, конечно, не копировали его киноприемы, но работы такого режиссера надолго оставляют след в душе каждого, поэтому, возможно, какие-то параллели и можно найти в нашем фильме. Более того, скажу, что поиски Тарковским трансцендентности, попытки заглянуть в другой мир, иную реальность всегда меня трогали. Но все-таки, в первую очередь, на создание фильма меня вдохновили монахи афонского греческого монастыря Дохиар, их образ жизни.
— Расскажите, пожалуйста, немного о главном герое, настоятеле Дохиара, геронде Григории Зумисе, благодаря которому и стал возможен фильм.
— Вспоминая геронду Григория, я в первую очередь вспоминаю такие его качества, как кротость и достоинство. В нем никогда не было никакого позерства или наигранности: в общении с паломниками, в храме, в своей келье – он везде был одинаков и никогда не заботился, как он выглядит со стороны. Очень открытый человек, даже, пожалуй, что-то детское в нем было. В отличие от распространенных заблуждений, игуменство для него было Голгофой, потому что он отвечал перед Богом не только за себя, но и за всю братию.
Как игумен он все время был на передовой, вдохновлял на работу и молитву прежде всего своим примером. И когда на работе у него не было сил стоять, он присаживался, и даже иногда ложился на землю и продолжал как мог изо всех сил работать. Геронда считал, что монах должен быть лишен почти всего, не иметь покоя и во всем себя ограничивать: в отдыхе, сне, пище и питье. У меня до сих пор перед глазами стоит образ старца Григория, который несмотря на тяжелые болезни выстаивал длительные многочасовые монастырские службы. И хотя в некоторые моменты богослужения устав позволяет присесть, он все равно стоял. Ноги дрожали от слабости и недомоганий, но он продолжал стоять, тем самым задавая высокую планку всем остальным.
— В суровых условиях Афона, о которых Вы рассказываете, можно быстрее прийти к Богу и обрести истинную веру, так это?
— До недавнего времени в афонских монастырях жили по-старинке. Но из-за многочисленных пожаров сейчас проведено электричество взамен керосиновых ламп и центральное отопление – вместо буржуек. Афонский бич в прошлом – это пожары. В начале 2000-х я еще застал времена, когда жили без этих удобств цивилизации. Но многие монахи никогда не топили свои печки, даже в январе и феврале, когда очень холодно и сыро. Да и сейчас большинство перекрыло батареи, и все.
Фильм «Где ты, Адам?» получил гран-при XVIII Международного фестиваля православного кино «Покров», был отобран для показа на юбилейном 60-м Krakow Film Festival фестивале документального кино в Кракове, одном из старейших в Европе, а также участник официальных программ Таллинского международного кинофестиваля «Темные ночи» и Выборгского фестиваля «Окно в Европу».
Продюсер – Александр Плиска. Режиссер – Александр Запорощенко. Музыка – Святослав Лунев.Дохиар — православный греческий мужской монастырь, расположенный на юго-западном побережье полуострова Афон. Основан в Х веке преподобным Евфимием Афонским, дохиаром (экономом) Лавры Святого Афанасия. В честь своего послушничества Евфимий так и назвал монастырь – Дохиар. Престольный праздник — Собор Архистратига Михаила. Великая святыня Дохиара — чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница».
Геронда Григорий Зумис почти сорок лет был игуменом монастыря Дохиар, скончался 22 октября 2018 года в возрасте 76 лет. Просил поминать его, как разбойника Григория.
В фильм, к сожалению, не вошло то, как монахи ограничивают себя в кельях: никакой неги, никакого комфорта. Они не позволяют расслабиться своему телу ни в чем, но душой отдыхают в дыхании неба и с голосом Бога. Они живут в благодати, так это чувство называется в православии. Когда ты берешь и жертвуешь чем-то, отрываешь от себя что-то или отдаешь ближнему своему пространство, время, силы, то кто может понять, что в этот момент происходит в сердце человека и причину его поступка, кроме него самого. Верующие люди называют это благодатью, другие – добротой, но когда человек обретает это, он потом никогда не сможет от этого отказаться. Результат всех этих добровольных самоограничений может ощутить только тот, кто их делает: борьба с ветхим человеком, своими страстями, чтобы даже лишних помыслов не было. Это потрясающе, когда смотришь на монашество как таковое: вроде можно и питаться лучше, качественнее, можно и отдыха больше себе позволить, но никто себе этого не позволяет.
Геронда все время заботился физически загрузить братию. «Я видел людей, которые много работали и молились, но никогда не встречал людей, которые не работали и молились, – часто повторял он. Его воспитывали преподобные Филофеей Зервакос и Амфилохий Патмосский, то поколение людей, которые своими руками добывали свой хлеб и были очень скромны в жизни.
— Современные люди, у них столько всего экономит время – машины, бытовые приборы… Но у них постоянно нет времени… И они не видят смысла жизни в суете дней. Ваш фильм, как Вы считаете, поможет им встретиться с Богом, раскрыть красоту и глубину православия? Когда не важно, чем ты обладаешь, а важно,
чем живет твоя душа…
— Знаете, в первые мои годы на Афоне я жаловался, что в келье холодно. И мне говорят братья: встань и сделай земные поклоны. Я думал, они шутят, а оказалось, что они на полном серьезе так делают. Если холодно – вставай и делай 50 или 100 земных поклонов, согрелся – ложись, спи дальше, под одеялом. Это правда.
Еще геронда правило завел, что братия должна стирать одежду своими руками, и это живет до сегодняшнего дня. Геронда и сам стирал свою одежду. И даже за год-два до кончины, уже немощный, вывешивал сохнуть ее на балкончике кельи. При том что времени у него на такие бытовые заботы почти не оставалось.
Создавая фильм, мы не ставили перед собой ни миссионерских, ни просветительских целей, пытались избежать любой пропаганды и любого навязывания чего-либо человеческой душе, нашему зрителю. Мы были честными и уважительными по отношению к тем, кого мы снимали, и точно также – мы не врывались и не приносили свои убеждения в отношении территории сердца зрителя. Поэтому наш фильм преломляется на территории любого сердца. Конечно, для православного человека, для христианина – это крайне близкий предмет, но и для верующего другой религии фильм будет близок, так как это вопрос веры. И для тех, кто ищет себя на пространстве бытия – тоже. Тому, кто набрал слишком большой темп в жизни – фильм поможет приостановиться и задуматься. Тому, кто спит, фильм станет моментом пробуждения, лента преломляется крайне индивидуально.
— Последний кадр фильма – это заснеженная гора с водруженным на ней крестом, как символ преображения человеческой души в Боге, безмолвия, покоя и разговора один на один с Богом…
— Фильм, как мы видим по многим отзывам, — это тишина. И нам было крайне важно эту тишину соблюсти. Мы часто чего-то хотим в нашей жизни от других: родителей, детей, соседей, друзей, сотрудников по работе. Желая их изменить, мы врываемся на территорию их сердец и их жизни, но мне кажется, самое главное в таких ситуациях помолчать и попросить Бога, чтобы он это сделал. Но Бог порой не может достучаться до всех этих небезразличных нам людей, от которых мы чего-то хотим, потому что мы слишком шумим, тогда как слово рождается из тишины. Поэтому мы крайне счастливы, что фильм дает некую внутреннюю тишину и учит уважению и пониманию свободы. Ведь территория сердца другого человека, души, сознания – священна. И врываться туда, вмешиваться – крайне неправильно. Это та территория, к которой нужно относиться с большим уважением. Герои фильма были и остаются такими людьми, которые бережно и уважительно относятся друг к другу, к территории сердца и души человека.
Старец Григорий больше всего радовался, когда перед ним стоял человек, кто бы это ни был, какого бы ни был социального положения, происхождения, он радовался каждому Божьему творению как малый ребенок – животным, растениям и особенно людям.