В Новосибирске начались наземные испытания самолета Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой

1396

В конце января в СибНИА им. С.А.Чаплыгина начались наземные испытания летающей лаборатории – самолета Як-40ЛЛ с установленным на летательном аппарате электрическим двигателем на сверхпроводниках

Электродвигатель, установленный в носовой части Як-40ЛЛ, является частью демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывают в ЦИАМ им. П.И.Баранова. Инновационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт (679 л.с.) создан российской компанией «СуперОкс». Электрический двигатель на сверхпроводниках разработан на средства гранта Фонда перспективных исследований.

Создание энергоэффективных и экологически чистых, малошумных гибридных и электрических силовых установок является одним из главных направлений в авиационных научных центрах ведущих стран мира. По мнению разработчиков, применение гибридных двигателей в авиации позволит уменьшить расход топлива до 70% и существенно сократить вредные выбросы.

Проект, который стартовал в 2016 г., осуществляется в широкой кооперации отечественных предприятий в рамках госконтракта с Минпромторговли России. До установки на самолет Як-40ЛЛ инновационный электрический авиадвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП) прошел комплекс испытаний на наземных стендах в ЦИАМ. Необходимо сказать, что модель самолета Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой демонстрировалась на МАКС-2019.

Летающая лаборатория на базе самолета Як-40 создана сотрудниками СибНИА им. С.А.Чаплыгина. Для испытаний электродвигатель с воздушным винтом был установлен в носовую часть самолета на специально созданной для него мотораме. В хвостовой части фюзеляжа вместо штатного двигателя АИ-25 установлен американский турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором. В центральной части фюзеляжа размещены литий-ионные аккумуляторные батареи, которые также входят в состав гибридной силовой установки (ГСУ).

Во время наземных испытаний будут проведены проверки работы электродвигателя на всех режимах работы, определено влияние работы электродвигателя на оборудование самолета Як-40ЛЛ. Летные испытания Як-40ЛЛ с ГСУ запланированы на 2021 г.

Эксперты предполагают, что авиация придет к широкому использованию электродвигателей к 2030 г. вначале на небольших самолетах авиации общего назначения.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"