Тренд последних двадцати лет: руководители госструктур вначале рассказывают о «радужных перспективах», а по прошествии времени «забывают» о том, что обещали
Недавно руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров заявил в радиоэфире, отвечая на вопрос о темпах производства авиалайнеров МС-21, Д.Мантуров сказал: «На начальном этапе мы должны выйти за три года на первые четыре машины. 2023 г. – порядка 10-15 машин, в 2024 г. мы должны выйти под 30 самолетов и с 2025 г. – 36 и нарастить до 72 машин по году. Это то, что у нас заложено в проекте производства этого самолета». Замечу, что твердых заказов (с предоплатой) на авиалайнер МС-21 сейчас насчитывается около 180. Если строить ежегодно хотя бы по 30 самолетов, то на шесть лет работы.
На вопрос: «Сколько «Суперджетов» будет выпущено в 2021 г.?» Денис Мантуров сообщил: «В 2020 г. отгружено заказчикам 12 самолетов. Среди основных получателей авиакомпании «Россия», «Азимут», Red Wings. В 2021 г. мы должны поставить 37, за исключением максимум 10 самолетов, которые, возможно, перейдут на январь-февраль 2022 г.».
Обратите внимание: министр не сказал «построим», а произнес «отгрузим». Поясню. Речь идет о почти шести десятках непроданных самолетах «Суперджет-100», которые на начало 2020 г. за несколько лет «скопилось» на стоянках у компании «Региональные самолеты» (бывшая «Гражданские самолеты Сухого»), которая сейчас входит в состав НПК «Иркут».
В начале прошедшего года около 10 самолетов «Суперджет-100» (SJ-100) находилось на стоянках на базе Летно-испытательного центра в Жуковском. Еще примерно 30 самолетов SJ-100 – на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время цена одного регионального авиалайнера SJ-100 оценивается примерно в $33 млн. Суммировав, можно сделать вывод, что в начале 2020 г. ОАК располагал авиапарком невостребованных лайнеров марки SJ-100 стоимостью около $2 млрд.
В прошлом году руководство госкорпорации «Ростех», в состав которой сейчас входит ОАК, озаботилось положением дел и начала «пристраивать» невостребованные «Суперджеты» в отечественных авиакомпаниях.
Хорошо помню, как на первоначальном этапе работ по созданию регионального самолета «Суперджет-100» из уст фактического руководителя разработки «Суперджета» в компании «Сухой» Михаила Погосяна, шли потоком заверения, что Россия каждый год будет десятками поставлять «Суперджеты» отечественным и зарубежным авиакомпаниям.
Занимая пост президента Объединенной авиастроительной корпорации (2011 – 2015 гг.) Михаил Погосян заявлял: «С учетом уже существующих и будущих заказов к 2016 г. мы планируем выйти на объем производства в 60 «Суперджетов» в год».
Приведу статистические данные для размышления. В 2016 г. было построено 19 самолетов «Суперджет-100», в 2017 г. – 33 машины, в 2018 г. – 24, в 2019 г. – 18 и в 2020 г. – 11 штук SJ-100. Пик производства «Суперджетов» был достигнут в 2014 г. – 36 региональных машин.
Программа по «Суперджету» до сих пор нерентабельна. Время показало большой просчет в прогнозах. Можно предположить, что это был рекламный ход, чтобы ввести в заблуждение с целью получить инвестиции из госбюджета.
Полагаю, что сейчас с программой МС-21 проявился тренд последних двух десятилетий: Вновь «высокое» руководство: рассказывает общественности, как хорошо мы «заживем» через пяток лет.
При нынешней стагнации в отечественной экономике стоило бы не заниматься «трубадурством», а выйти вначале хотя бы на уровень производства 25-30 авиалайнеров МС-21 в год, а затем заявлять о более высоких показателях серийного производства.
Время показало, что существующая неэффективная система управления в большей степени заточена на освоение госбюджетных средств и в меньшей степени на конечный результат.
Время также показало, что руководство госструктур больше всего заботит не то, какой будет отечественная экономика через 15-20 лет, а то, сумеют ли они удержать свой пост в ближайшие годы.
Многие годы в стране существует потребность в энергичных мерах по подъему в экономике, а на лицо упорное стремление консервации изжившей модели госкапитализма. Со всеми вытекающими последствиями в политической и социальных сферах.
P.S. Напоследок информация к размышлению. Бразильский компания «Эмбраер» (Embraer) в 2019 г. передала заказчикам 198 самолетов. Для сравнения: это больше, почти в два раза, чем выпустила самолетов гражданского и военного назначения авиапромышленность России (около 100 самолетов) в 2019 г.
Для компании «Эмбраер» в 2019 г. был рост: на 9% или на 17 ВС, больше, чем в 2018 г. Портфель заказов в денежном выражении вырос с $16,3 млрд. до $16,8 млрд. Твердый портфель заказов компании «Эмбраер» на конец 2 квартала 2020 г. составил $15,4 млрд.