Общественная палата Московской области со своими коллегами из Раменского от имени общества удовлетворились ситуацией со свалкой в Чулково, куда свозят отходы со стройплощадки МГУ, а также иловые отложения
Ситуация со свалкой в Чулково, которую чиновники называют площадкой по приему отходов, надеясь таким определением придать этому действу цивилизованный оттенок, развивается по давно уже устоявшемуся и не раз реализованному сценарию. Жителям, которые живут в невозможных условиях, предлагают не верить своим ощущениям и опыту, а поверить обещаниям власти, пытающейся косметическими мерами прикрыть довольно некрасивую историю. И все это с очередными «общественниками» в роли адвокатов компаний по утилизации мусора, которых никто из жителей не уполномочил представлять интересы общества.
После многочисленных жалоб и обращений 8 января состоялась встреча представителей инициативных групп с представителем Министерства экологии Московской области Вадимом Воронцовым, после чего все опять занялись своим делом: Минэкологии усиленно делало вид «открытости власти», стирая при этом комментарии жителей Раменского и Жуковского под своими аккаунтами в соцсетях, а жители продолжили писать обращения, прикладывая фотоматериалы с камер, которые все же установили в нескольких местах разгрузки. Региональное СМИ – канал 360, существующий за счет бюджета, в своих репортажах решил придерживаться официальной версии о внезапной и слишком сильной мнительности жителей, а потом и вовсе потерял интерес к данной теме. Оказалось, тема вывоза отходов с площадки в МГУ, больше интересна федеральным журналистам, чем их подмосковным коллегам. Комментарии жителей на странице губернатора Воробьева в соцсетях также с маниакальным упорством удаляли, мимоходом просто забанив несколько активистов. Однако проблема обсуждается в местных и региональных пабликах соцсетей, на которые власти просто не могут повлиять, поэтому, по всей вероятности, решили показать свое общество, которое считает, что «мы стали более лучше сеять рожь». Эту роль доверили Общественной палате Московской области и ее коллегам из муниципальной ОП Раменского.
28 января состоялось выездное заседание Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов ОП Московской области под руководством Елены Гришиной, к ним присоединились и члены раменской ОП, жителей, некоторые из которых специально приехали на встречу, просто не пустили, закрыв перед ними ворота. Формат на первый взгляд достаточно странный: замминистра экологии и представитель компаний, работающих на данной территории, рассказывают региональным и местным общественникам, что происходит, оставив «за скобками» жителей близлежащих населенных пунктов, которые являются самыми заинтересованными лицами. Однако такие действия абсолютно логичны для вертикали власти: не можешь договориться с обществом, создай свое общество. Именно для этой цели так скандально выбирали муниципальные общественные палаты, в которые, за редким исключением, попали «лучшие люди города». Весь этот спектакль позволил отчитаться в соцсетях. «В Раменском городском округе прошло выездное заседание комиссии по экологии Общественной палаты под председательством Елены Гришиной – обсуждали проделанную работу по улучшению ситуации с завозом строительных отходов и грунтов в д. Чулково. Общественники убедились, что предприятия работают на законных основаниях, с жителями ведется диалог. На совещании были подняты вопросы организации мойки колес при плюсовых температурах, а также отсутствие гидрологической связи между карьером и подземными водами (доказано, что вода в источниках питьевого водоснабжения чистая). Вместе с участниками встречи осмотрели территорию, убедились, что работают камеры видеонаблюдения и ведется контроль за завозимым. По итогам встречи участники убедились, что все предприятия не наносят вред экологическому благополучию округа. Ситуация остается на контроле».
В интернете выложили видеозапись этого заседания, на котором общественники во всю «работали с возражениями», с энтузиазмом «понимая», что жители в очередной раз оказались слишком мнительным, а информация в соцсетях «не соответствует действительности». Например, представитель компаний сообщила, что результаты замеров и понятия запаха – это разные вещи: «Превышения ПДК по сероводороду нет. Это как духи, вот кто-то в метро побрызгался, дышать невозможно, голова начинает болеть, но превышения не будет. Запах – это совершенно другое».
У инициативных групп жителей, которые постоянно живут на территориях, куда Елена Гришина приехала для дежурного фото, мнение о таком формате диалога с обществом совершенно иное. «Нам не известно, каким образом они убедились в том, что все законно, – рассказал местный житель Алексей Лавров. – Известно лишь, что ОП МО была на месте 28 января, был ли кто-то из них там раньше – не известно. Для того, чтобы убедиться в законности работы нужно произвести определенные действия. Выявить все организации, работающие на этой территории; выяснить, каким именно видом деятельности занимается каждая из них. Там происходят рекультивация песчаного карьера, рекультивация небольших участков местности (которые почему-то стояли-стояли, да вдруг потребовали рекультивации), переработка органических отходов методом компостирования (ООО «Грунт Эко») временное (до 11 месяцев) размещение отходов. Выяснить, кто работает на какой территории. На этой территории в соответствии с кадастровым учётом находится более 20 земельных участков. В основном, их границы на местности не обозначены.Так как же ОП МО могла убедиться в законности работы, если без кадастрового инженера с приборами выяснить, на каком участке в данный момент находишься, невозможно? Для детального анализа ситуации нужно ознакомиться с проектами рекультивации, с лицензиями, с технологическими картами и схемами предприятий и сверить документацию с тем, что видят на практике. Как это можно сделать из домика-офиса? Надо было также ознакомиться с договорами, на основании которых каждое из предприятий принимает те или иные грузы, и выяснить, какое количество грузов (грунта, отходов и т.д.) должно пройти по договору и сколько принято уже на самом деле. По неполным данным одно из предприятий в соответствии с договором должно было принять около 350 грузовиков. Так это же норма одного дня! А работа идёт уже месяц! Важно было проконтролировать, как происходит идентификация транспортных средств. Действительно ли заезжающий грузовик везёт груз от контрагента по договору, или это совершенно левая «мусорка», которая разгрузится за небольшие левые деньги? Необходимо также убедиться, что груз имеет товаросопроводительные документы, подтверждающие класс опасности.
Диалога с жителями 28 января никакого не было, ни одного реального активиста на встрече не было. Меня сперва за день до встречи пригласили, но 28-го утром Гришина Е.В. сообщила, что моё присутствие невозможно. Помещение маловато!
Еще один интересный вопрос: как это они установили отсутствие гидрологической связи? На совещании присутствовал гидролог? Были проведены исследования местной геологии на глубинах от 10 до 100 метров (это глубины нескольких, двух-трёх, водоносных слоёв, из которых может добываться вода, в том числе, питьевая). Или, может быть, кто-то изучил проводившиеся ранее исследования и доложил об этом присутствующим? Вот бы спросить их навскидку направление потока водоносного горизонта в этой местности?
Ответит ли кто-нибудь из ОП МО? Из каких источников брали пробы воды? С каких глубин? Какие анализы и на какие вещества были проведены? Может быть, Е.В. Гришина сама на вкус определяла? Ну тогда я точно могу быть спокоен!
Возникает впечатление, что Елена Гришина выполняет поставленную ей задачу не допустить перехода от обвинений Раменской Администрации к обвинениям Правительства МО или органов исполнительной власти МО. Судя по всему, кто-то сильно боится, что будет доказано бездействие региональных органов власти и с доказательствами этого будут направлены обращения на федеральный уровень. Гришина отрицает всё без разбора, выдумывает каких-то неизвестных злоумышленников, которые всё испортили, но они – это частный случай, а те, кто работает официально (ООО «Грунт Эко», ООО «Аметист», ООО «Геоэкотехстрой») – белые и пушистые. Кроме того, столь активная защита работающих на территории организаций наводит на предположения о том, что вся эта активность Комиссии Общественной палаты Московской области организована по заказу самих этих организаций»
Усиленное старание сделать красивую картинку при плохом управлении регионов, может, привести к прямо противоположному результату, потому что все больше жителей Подмосковья считают, что нужно обращаться сразу на федеральный уровень, так как региональный ничем не отличается от местного.