По официальной информации, в прошедшем 2020 г. суммарный выпуск военных самолетов в рамках госзаказа на отечественных авиазаводах составил около 70-75 штук
Поставки легких военных самолетов
КнААЗ им. Ю.А.Гагарина
В прошлом году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) построили второй серийный истребитель пятого поколения – машину Су-57 (Т-50С-2).
Первый серийный истребитель Су-57 (Т-50С-1) установочной партии с бортовым № 01 «синий» (заводской № 51001) был потерян 24 декабря 2019 г. на завершающем этапе приемо-сдаточных испытаний. Машина потерпела крушение. Истребитель испытывал заводской летчик-испытатель Алексей Горшков. Он смог успешно катапультироваться из падающей машины. Позднее его вывезли из тайги на вертолете аварийно-спасательного отряда авиазавода им. Ю.А.Гагарина, расположенного в Комсомольске-на-Амуре.
Согласно официальной информации Минобороны России, второй серийный многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 поступил на вооружение одного из авиаполков Южного военного округа.
В августе 2018 г. на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» в Кубинке Минобороны России и ПАО «Компания «Сухой» подписали контракт на поставку в Воздушно-космические силы (ВКС) России первых двух серийных истребителей пятого поколения Су-57 (машин Т-50С-1 и Т-50С-2) с двигателями «первого этапа» (АЛ-41Ф1) с поставкой по одной машине в 2019 г. и 2020 г. и двух в 2021 г. Об этом сообщил журналистам на форуме «Армия-2019» руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров.
В мае 2019 г. президент В.Путин объявил, что сделана корректировка госпрограммы вооружений на 2018-2027 гг., в соответствии с которой будет увеличено количество закупаемых истребителей пятого поколения Су-57 (программа ПАК ФА) с 16 до 76 машин в период до 2028 г., чтобы ими вооружить три авиаполка.
В 2019 г. на КнААЗ продолжалось изготовление истребителей Су-35С в рамках контракта на строительство 50 машин Су-35С для Минобороны России. Намечалось, что Воздушно-космические силы России получат 10 истребителей Су-35С в 2020 г. Об этом СМИ заявил заместитель министра обороны Алексей Криворучко при посещении авиационного завода в Комсомольск-на-Амуре.
По заявлению президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, в 2020 г. было завершено выполнение «очередного долгосрочного контракта на 50 самолетов Су-35С в интересах Минобороны России».
Стоит сказать, что партия из четырех машин Су-35С была передана в прошедшем году пилотажной группе «Русские витязи». Первые четыре самолета Су-35С были переданы этой военной пилотажной группе осенью 2019 г.
Машина Су-35 – это многофункциональный истребитель поколения “4++”. Первый опытный образец боевой машины был собран на КнаААЗ в 2007 г., а в 2011 г. здесь начался серийный выпуск Су-35С для Минобороны России.
По заявлению министра обороны Сергея Шойгу, до конца 2020 г. планировалось заключение дополнительного госконтракта на поставку многофункциональных самолетов Су-35С. «Сумма контракта составит 70 млрд. рублей», – сообщил С.Шойгу на совещании с представителями оборонно-промышленного комплекса при посещении в августе 2020 г. города Комсомольск-на-Амуре.
Иркутский авиазавод (ИАЗ)
На ИАЗ к началу прошлого были завершены основные поставки боевых машин для Минобороны России, и предприятие в основном строило самолеты военного назначения в рамках контрактов с зарубежными странами.
Необходимо сказать, что в мае 2020 г. на ИАЗ запустили в эксплуатацию новый цех финишной сборки военных самолетов, а в сентябре на аэродроме ИАЗ состоялся первый полет истребителя Су-30СМ, оснащенного двигателями АЛ-41Ф-1С. Сейчас самолет проходит испытания, по завершении которых будет решен вопрос о начале оснащения серийных Су-30СМ2 двигателем АЛ-41Ф-1С, а также установки этого двигателя на ранее выпущенные боевых машинах марки Су-30СМ.
Многофункциональный истребитель Су-30СМ является адаптированной под требования Минобороны России версией серийно выпускаемого на ИАЗ истребителя Су-30МКИ, который в разных модификациях поставлялся и поставляется на протяжении многих лет за рубеж (Индию, Алжир, Малайзию и др.).
В середине августа 2020 г. министр обороны Сергей Шойгу заявил: «Мы приняли решение и подпишем в этом году дополнительно к имеющимся два государственных контракта на сумму более 100 млрд. рублей, по которым будут построены 21 истребитель Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолетов Як-130».
Также министр обороны сообщил, что следующий контракт будет связан с ремонтом самолетов Су-30. Его сумма составит 7,2 млрд. рублей, он будет заключен в 2021 г.
На совещании с участием представителей оборонно-промышленного комплекса С.Шойгу обратился кс краткой речью к руководителям ОАК. Министр заявил о необходимости сокращать стоимость летного часа и строить работу на основе контрактов полного жизненного цикла, а также предупредил, что исполнение контрактов будет жестко контролироваться. При выявлении нарушений их условий контракты будут расторгаться.
Новосибирский авиазавод (НАЗ) им. В.П.Чкалова
В 2020 г. ВКС России вначале года были поставлены два фронтовых истребителя-бомбардировщика Су-34, а затем дополнительно еще две новых машины Су-34.
Машина Су-34 была принята на вооружение в марте 2014 г. Первые два серийных самолета Су-34 были получены российскими военными в декабре 2006 г. Самолет Су-34 проходил проверку в боевых условиях в Сирии, после которой было принято решение о модернизации машины.
Следует сказать, что Новосибирский авиазавод им. В.П.Чкалова передал российским военным в 2019 г. 16 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34. В 2020 г. Новосибирскому авиазаводу предстояло построить завершающую партию машин Су-34. После чего многолетний контракт с Минобороны России, заключенный в 2012 г., завершался. По подсчетам независимых экспертов, на декабрь 2020 г. общее количество Су-34, построенных для российских военным по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, достигло около 140 единиц. Предполагалось, что после завершения выпуска последней партии машин Су-34 линия сборки будет законсервирована, однако военные решили продолжить приобретение Су-34.
В прошлом году Минобороны России подписало контракт со сроком исполнения в течение трех лет на строительство большой партии фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34. Согласно официальной информации, в мае 2020 г. был заключен контракт с компанией «Сухой» на производство 76 самолетов Су-34. По планам до 2027 г. каждый год планируется строить от 8 до 14 самолетов марки Су-34.
По сообщению информагентства ТАСС, вначале на НАЗ построят партию из 20 машин Су-34, а затем будут строиться и сдаваться российским военным модернизированные Су-34М.
Следует сказать, что с 2019 г. НАЗ им. В.П.Чкалова начал участвовать в производственной цепочке в рамках кооперации с Казанским авиазаводом по изготовлению модернизированных сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160М2.
РСК «МиГ»
6 февраля 2020 г. генеральный директор компании «МиГ» Илья Тарасенко был избран генеральным директором компании «Сухой» вместо Игоря Озара. Решение принял совет директоров компании. И.Тарасенко поручалось создать дивизион военной авиации ОАК, основу которого должны составить объединенные активы компаний «Сухой» и «МиГ».
Однако 6 ноября 2020 г. официально было объявлено, что генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь будет совмещать руководство корпорацией и компанией «Сухой». Руководивший до недавнего времени «Сухим» Илья Тарасенко займется другим проектом, сообщили в пресс-службе ОАК.
В 2019 г. президент ОАК Юрий Слюсарь заявил в СМИ, что поставка первых модернизированных истребителей МиГ-35 завершится в 2019 г., а серийное производство истребителей начнется после 2020 г. До этого в 2017 г. Виктор Бондарев, находясь тогда в должности главкома ВКС России, заявил о решении Минобороны России заменить парк истребителей марки МиГ-29 разных модификаций на машины МиГ-35. Затем было принято решение, что Минобороны России не будет массово покупать усовершенствованные истребители МиГ-35. Официальной информации о постройке истребителей МиГ-35 для ВКС России в 2020 г. не поступало.
Итого
В настоящее время Минобороны России фактически поддерживает только три серийные закупочные программы в области боевой авиации (машины Су-30СМ, Су-34 и Су-35С), причем годовые темпы закупок по ним постоянно снижаются.
Согласно официальной информации Минобороны России, в 2020 г. военные части российской армии получили порядка 170 новых самолетов и вертолетов, в том числе военных вертолетов – порядка 95 единиц. Это и производство и поставки.
Анализируя представленные официальные данные, можно сделать вывод, что российские части получили около 70-75 новых самолетов военного назначения в течение прошлого года. Однако есть предположение, что в это число вошли самолеты не только новые машины, например, три тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, но и отремонтированные, а затем модернизированные машины, частности, это стратегический бомбардировщик Ту-95МСМ, транспортный Ил-76МД-М, истребители-перехватчики марки МиГ-31БМ и др.