Экоцид в рамках закона

2537

Свалка в Чулково, по мнению чиновников, у которых вдруг пропало обоняние и зрение, не нарушает закон, поэтому максимум, что можно обсуждать – условия общественного контроля за вереницей мусоровозов

15 января вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова открыла первое заседание совета при губернаторе по развитию гражданского общества и правам человека в новом составе, сообщила пресс-служба губернатора Подмосковья. «В прошлом году также проведен мониторинг свалок – мы закрыли все мусорные полигоны, открывали КПО. Во многом благодаря вам люди нас услышали, поверили, и мы реализовали эту большую и важную задачу», – поделилась успехами Наталья Виртуозова. В ответ глава регионального СПЧ Марина Юденич заверила, что контроль за экологической ситуацией в Московской области одним из приоритетов в 2021 году. Отчет об  успехах опубликовали на сайте правительства Подмосковья и продублировали по всей информационной вертикали в административных газетах и пабликах. На этом забота об экологии и правам человека встала на паузу. А между тем, уже третью неделю в Раменском районе экология и жители подвергаются массированной атаке московского мусора, причем под пристальным «контролем» местных и региональных властей.

В новогодние праздники на трассе М5 «Урал» выстроились целые вереницы мусоровозов к закрытой территории в Чулково, используемой как свалка, которой нет в официальных документах, но ее деятельность сильно ощущается во всех населенных пунктах.

В конце 2017 года  был построен завод по производству почвогрунта методом компостирования в “климатической камере” ООО “Грунт Эко”. Летом 2018 года  в селе Михайловская Слобода на ул. Новорязанская появился неприятный запах, усиливающийся в ночное время. По направлению ветра определили источник запаха, догадки подтвердились: при приближении к заводу – запах усиливался. Благодаря многочисленным жалобам для местных жителей была проведена экскурсия на заводе совместно с начальником отдела экологии Раменского района Игорем Манохиным. В ходе экскурсии жители обратили внимание, что сам завод занимает лишь малую часть от отгороженной забором территории, на остальной части песчаных карьеров якобы под рекультивацию были горы мусора, озера с жидкими отходами.

На территории находятся еще две организации: ООО «Вива-Транс» ведет рекультивацию объектов с применением илов, а ООО «Аметист» производит рекультивацию нарушенных сельхоз земель с применением грунтов, и грунтов с примесью строительных фракций.

Летом 2020 года в селе стало невозможно дышать, жители провели независимый анализ воздуха и получили 6 ПДК амиака и 31 ПДК сероводорода, измерения проводили в центре села, даже не в пик возникновения запаха. Еще год прошел в переписке с различными надзорными органами, которые соревновались в лаконичности отписок.

В канун нового 2021 года возникла острая необходимость вычистить свалку на территории МГУ, грунт и строительный мусор решили вывозить в Подмосковье и территория около Чулково оказалась одним из таких объектов. После чего все близлежащие населенные пункты увидели вереницы мусоровозов, причем с различным мусором, а неприятный запах стал практически круглосуточным.

Инициативные группы консолидировались и забросали надзорные органы и госструктуры жалобами с видео и фотоматериалами.

«На территории Раменского округа в границах участков 50:23:0040330:67, 50:23:0040330:44, 50:23:0040330:34, 50:23:0040330:64, 50:23:0040330:68 происходит массовое захоронение отходов разных классов: грунты, строительные отходы, пищевые отходы, – указано в обращениях. –  Земельные участки 50:23:0040330:67, 50:23:0040330:44, 50:23:0040330:34, 50:23:0040330:68 являются землями сельскохозяйственного  назначения. Работы проводятся в дневное и ночное время. На данный момент жители близлежащих населённых пунктов ощущают резкие запахи, поступающие с территории места захоронения. Также, по данным спутниковой и топографических карт, на территории, где проводится утилизация, находится водоем: ручей, впадающий в реку федерального значения (река Москва). Однако, проведение работ по размещению отходов привело к частичной его засыпке». Заявители требовали провести проверку, в том числе и с применением инструментального метода для вскрытия мест предположительной утилизации бытового мусора,  включая пробы грунта на предмет превышения ПДК вредных веществ в почвенном слое, на территории земель сельскохозяйственного назначения. При выявлении нарушений оценить ущерб, нанесенный данной категории земель и обязать лиц, допустивших нарушения, возместить его с последующим проведением восстановительных работ за счет собственников участков. Жители также считают необходимым провести проверку в отношении водных объектов,  находящихся в границах территорий утилизации,  на предмет их загрязнения, уничтожения, а также правомерности кадастрирования участков в границах водных объектов согласно Водному кодексу РФ, а также Федеральным Законам. Основное требование – приостановить поток мусоровозов и деятельность организаций до выяснения всех обстоятельств и выработки решений.

Местные власти засуетились, правда, исключительно в области отчетов наверх об открытости власти без каких-либо последствий. Глава Раменского г.о. Виктор Неволин приехал в администрацию поселения, переговорил с активистами, и без заезда на объект отрапортовал наверх, что все под контролем. На неделе мантру «жителям показалось, все в пределах нормы» повторили чиновники разных уровней, эта же точка зрения прозвучала и на совещании с губернатором Воробьевым. Все проверяющие, появляясь в пределах этой свалки, вне зависимости о коронавируса теряли обоняние, также у них резко падало зрение.

Однако жители продолжали направлять обращения, а не административные СМИ писать о свалке в Чулково, поэтому власти решили продолжить диалог, правда в достаточно странном ключе.

16 января в Виктор Неволин сообщил в соцсетях о встрече заместителя министра экологии Вадима Воронцова с общественностью. «К беседе присоединились представители администрации округа, руководитель ГКУ «Мособлэкомониторинга» Константин Малащук, а также представители четырех компаний, работающих рядом и в отработанном песчаном карьере», – сообщил глава округа и добавил, что стороны пришли к определенным договоренностям.

Однако на самом деле представители четырех компаний к диалогу были и вовсе не расположены, а замминистра всячески пытаясь показать свою близость к народу, неоднократно подчеркнул, что по документам все в рамках закона. А проекты – частная собственность, поэтому широкой общественности их показывать нельзя.

Основной темой разговора вместо приостановки работ стал общественный контроль, инициативной группе недвусмысленно намекнули, что это единственное, на что готова пойти власть – складирование мусора под общественным контролем. Пауза в трафике вереницы машин сразу противопоставлялась общественному контролю: либо первое, либо второе. Но на самом деле выбора не было, так как реально обсуждать готовы были только второй пункт.

«Законным образом вопрос приостановки деятельности предприятия мы не решим, – подытожил Вадим Воронцов. При этом каким образом началась такая варварская  деятельность предприятий, чиновник обсуждать не стал.

Один из активистов рассказал, что изучил отзыв на проект о рекультивации карьера. Согласно этому документу, завоз на территорию карьера для рекультивации происходит по четкой процедуре и дается исчерпывающий перечень отходов. Ни о каких грунтах со строительными отходами речи там не идет. А сейчас завозится грунт со строительным мусором, то есть идет нарушение проекта рекультивации карьера.

Представители компании объяснили, что отзыв на проект ни о чем не говорит, а в самом проекте все есть, это  также прописано в заключении экологической экспертизы. Однако копии проекта и экспертизы общественности не могут предоставить, так как это частная собственность организации, которая свята не только для самой компании, но и для Министерства экологии. Договорились, на следующей неделе инициативной группе покажут проект, что называется «посмотреть».

Представители компаний сообщили, что помимо проекта рекультивации,  есть также лицензия на утилизацию и размещение отходов 4 класса опасности, предусмотрено размещение осадков сточных вод и грунтов. За негативное воздействие на окружающую среду организация  оплачивает экологические платежи, с 2016 по 2019  – это более 500 млн рублей в бюджеты различных уровней. За 2020 год планируется поступление более 300 млн рублей за те действия, которые мы производим. То есть дома в 350 метрах от свалки просто отдали на загрязнение за официальный платеж в бюджет, такое вот крепостное право лайт.

По словам представителей компаний, ежеквартальный мониторинг с 2016 года ни разу не показал превышение предельных концентраций: «Содержание определенных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе может быть естественным, то есть от естественных источников». Лаборатория учреждения сделала 30 отборов проб воздуха по всей территории, в том числе и фенола. Превышений не зафиксировано.  При этом, по словам активистов, в Еганово замер независимой лаборатории показал превышение по фенолу в 110 раз. На это последовал пассаж, что на полигоне в Кучино, который усиленно консервируют, прямо на теле полигона, где стойкий запах, лаборатория не зафиксировала превышений, например, по сероводороду. Так что важно, не что чувствуешь, а что показывают приборы.

«Запах в Еганово есть, и пусть это даже не вред здоровью, но надо либо поменять технологию, либо перенести работы на другой участок, либо придумать комплекс мер, который позволит жителям комфортно жить, вне зависимости от того, какие платежи за вред окружающей среде, вносятся», – отметил на это Вадим Воронцов.

Так представитель областного ведомства еще раз определил, что готов маневрировать по условиям экоцида в Чулково, но не по факту наличия самой свалки. Потому что всегда  есть дежурная фраза: «По документам все в рамках закона».

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.