Начало
Андрей Константинович Зубрицкий родился в селе Никополь Барвенковского района Харьковской области 15 апреля 1913 г. После окончания семи классов средней школы в конце 20-х годов он пошел работать токарем на Старокраматорский машиностроительный завод им. С.Орджоникидзе в городе Краматорск, выпускавшем оборудование для сталелитейной промышленности. Работая на заводе, Андрей в течение нескольких лет учился в местном аэроклубе.
В 1935 г. Андрея Зубрицкого призвали в Красную Армию. В военкомате он попросил направить служить в ВВС. В том же 1935 г. Зубрицкий стал курсантом 4-й Иркутской военной авиационной школы авиамехаников (4-я ВШАТ). В 1937 г. после окончания учебы в 4-й ВШАТ Андрея Зубрицкого откомандировывают для прохождения службы в Киевский особый военный округ.
Перед началом Великой Отечественной войны лейтенант Андрей Зубрицкий служил в 14-м тяжелом бомбардировочном авиационном полку (тбап), на вооружении которого находились тяжелые четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3. Полк базировался под Борисполем на Украине. В мае 1940 г. на вооружение 14-го тбап поступили первые шесть новых бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8).
Весной 1940 г. в 14-м авиаполку были сформированы три постоянных экипажа на машины Пе-8. В один из экипажей был зачислен помощником бортового техника воентехник второго ранга (соответствовало званию лейтенанта) Андрей Зубрицкий. Осенью 1940 г. летный состав 2-й авиаэскадрильи (АЭ) 14-го тбап приступил к ознакомительным полетам на машинах ТБ-7. В декабре 1940 г. полеты на машинах ТБ-7 были прекращены и лишь в конце весны 1941 г. возобновились. На вооружении 1-й и 3-й эскадрилий оставались бомбардировщики ТБ-3. К июню 1941 г. по данным Наркомата обороны СССР в 14-м тбап находилось 9 машин ТБ-7 (Пе-8).
25 июня 1941 г. военный аэродром под Борисполем, где находилась 2-я АЭ, подвергся бомбардировке самолетами Люфтваффе. Немецкими бомбардировщиками было уничтожено 2 самолета ТБ-7. Через несколько дней 2-ю АЭ вывели в глубокий тыл. Местом нового базирования АЭ была выбрана Казань, где находился авиазавод № 124 (затем получил обозначение № 22), серийно выпускавший самолеты Пе-8. Причиной этого решения Государственного комитета обороны (ГКО) было намерение сосредоточить наиболее боеспособные авиачасти в Резерве Главного командования. В начале июля 1941 г. на базе 2-й АЭ 14-го тбап начали формировать 412-й бомбардировочный авиаполк (АП). Новый 412-й АП вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. авиаполк вел боевую работу под № 746.
Секретное боевое задание – бомбардировка Берлина
Самый первый налет на Берлин советская авиация совершила в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. Это была специально сформированная особая ударная группа (15 машин) бомбардировщиков ДБ-3 (Ил-4) из состава 8-й авиадивизии (АД) ВВС Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского. В 4 часа утра 8 августа после семичасового полета все бомбардировщики ДБ-3 без потерь вернулись на свой аэродром.
Следующий налет на Берлин наметили на 10 августа 1941 г. Для выполнения боевого задания особой важности было принято решение привлечь самолеты Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, входящие в состав 81-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Красной армии. Командиром группы назначили известного полярного летчика. Героя Советского Союза, комбрига Михаила Водопьянова. После тщательного отбора для выполнения боевой операции оставили 10 машин Пе-8 и 16 машин Ер-2, однако курс на Берлин поздно вечером 10 августа взяли только 7 бомбардировщиков Пе-8 и 3 бомбардировщика Ер-2, взлетев с аэродрома в Пушкино под Ленинградом.
Лейтенант А.Зубрицкий был включен в состав экипажа машины Пе-8 под командованием майора Михаила Михайловича Угрюмова (1906-1942) в качестве старшего борттехника.
…Удачно стартовав в 21.58, ушел курсом на Берлин бомбардировщик Пе-8 (№ 42055) c бортовым № 7 белого цвета под командованием майора Угрюмова. Во время полета на больших высотах у машины несколько раз останавливались дизельные моторы М-30 (АЧ-30Б), приходилось снижаться и перезапускать их. Долетев до Берлина, бомбили через облака. Лучи прожекторов ПВО Берлина не смогли пробить низкую облачность, поэтому зенитная артиллерия немцев вела огонь по звуку работающих двигателей советского бомбардировщика, почти наугад. Во время первого захода было сброшено четыре бомбы ФАБ-250 и две РРАБ-3. Две зависшие в отсеке авиабомбы ФАБ-250 сбросить не удалось даже во время второго захода на цель. По докладу экипажа, над целью на высоте 7400 м были замечены два истребителя противника. Кормовой стрелок Пе-8 обстрелял их, а майор М.Угрюмов быстро увел машину в облака. На обратном маршруте над территорией Германии удалось сбросить две застрявшие на держателях авиабомбы. После почти десятичасового полета экипаж потерял детальную ориентировку и произвел на остатках горючего вынужденную посадку в поле в районе города Торжок Калининской области. В донесении командования части, в частности, было сказано, что «высокое летное мастерство командира корабля майора Михаила Угрюмова и второго летчика старшего лейтенанта Акима Ковалева помогли спасти машину и экипаж».
Как в последствии вспоминал А.Зубрицкий, обследовав территорию рядом с самолетом, члены экипажа обнаружили поблизости заброшенную базу МТС, где оказался запас тракторного керосина, который годился и для авиационных двигателей. Так как никаких подручных средств кроме ведра у экипажа не было керосин носили к самолету, которой на остатках горючего подрулил к цистерне с керосином как можно поближе, с помощью ведра. Заправляли крылатую машину около двух суток. Затем взлетели и перелетели на аэродром базирования.
…Однако не обошлось без потерь в составе экипажа Пе-8: из-за нехватки кислорода погиб помощник борттехника, воентехник 1-го ранга Александр Глебович Смирнов (1913 г.р.), случайно оборвавший шланг своего кислородного прибора при сбрасывании листовок над территорией Германии. Его похоронили на Казанском кладбище в Пушкино.
Из ушедших на Берлин 10 бомбардировщиков Пе-8 и Ер-2 только 6 машин отбомбились над столицей Третьего рейха, а на аэродром в Пушкино возвратилось только две машины Пе-8. Приказом народного комиссара обороны СССР № 0071 от 17 августа 1941 г. И.В.Сталина командиру корабля майору М.М.Угрюмову была объявлена благодарность, также он был награжден орденом Красного Знамени. Все члены «угрюмовского» экипажа получили денежную премию в размере 2000 руб. Майор Угрюмов – в размере 3000 рублей.
Боевой путь гвардии старшего техника-лейтенанта Зубрицкого
За успешное выполнение 35 боевых вылетов лейтенант Зубрицкий был награжден в июне 1942 г. орденом Красная Звезда, за 70 успешных боевых вылетов – орденом Отечественной войны 2-й степени в августе 1943 г.
За годы Великой Отечественной войны Андрей Константинович Зубрицкий совершил на тяжелых четырехмоторных самолетах Пе-8 96 боевых вылетов. Летал бомбить в глубоком вражеском тылу аэродромы, железнодорожные узлы, воинские составы, склады боеприпасов и горючего. Летал бомбить Берлин, Кенигсберг, Тильзит, Инстербург и Констанцу, поддерживал бомбовыми ударами советские войска, защищавшие Ленинград и Сталинград, Вязьму и Смоленск, участвовал в боях на Курской дуге, принимал участие в освобождении родного Донбасса, Киева, Львова и других советских городов.
В 1943 г. и в начале 1944 г. Андрей Константинович летал борттехником в составе экипажа капитана Ивана Тимофеевича Лисачева (1910-1958), а в 1944 г. – в экипаже капитана Владимира Васильевича Пономаренко (1914-2001). В экипаж машины Пе-8 входило 11 человек. Всего за годы войны Андрей Константинович совершил 96 боевых вылетов.
За боевые заслуги Зубрицкий был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В наградных документах неоднократно указывалось, что помощник борттехника Андрей Зубрицкий хорошо знал и мог умело ремонтировать двигатели М-35А и М-30Б, которыми оснащались бомбардировщики Пе-8. Постоянно помогал ремонтировать эти моторы авиатехникам при подготовке к полетам.
Послесловие
После Великой Отечественной войны Зубрицкий продолжил службу в дальнебомбардировочной авиации, участвовал в испытаниях новых типов самолетов, в том числе первого отечественного стратегического бомбардировщика Ту-4. Он был участником 13 воздушных парадов в Москве. В 1950 г. Зубрицкий был награжден еще орденом Красная Звезда, а в период 1955-1956 гг. – двумя орденами Красного Знамени.
В отставку Андрей Константинович ушел в звании майора технической службы и поселился в Жуковском. В октябре 1963 г. он был принят на работу в среднюю школу № 1 заведующим школьными мастерскими. Учителем труда он проработал в школе № 1 до 1970 г., а затем вышел на пенсию. Скончался Андрей Константинович Зубрицкий 8 декабря 1992 г. в Жуковском.