Митинги и пикеты решили ввести в жесткие рамки. Обзор изменений в закон о публичных мероприятиях

1134

За последнюю неделю Госдума опять включила режим «принтера», пока только на вход, но мало кто сомневается, что на выходе законы поменяются в сторону здравого смысла. 17 ноября на рассмотрение депутатов были внесены два проекта о внесении изменений в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».  Обе инициативы исходили от депутата Дмитрия Вяткина из партии «Единая Россия». За три созыва у этого законодателя в активе набралось больше ста инициатив широкого спектра, в 2019 году был одним из авторов закона о наказании за распространение фейков и публикаций, проявляющих неуважение к власти.  Теперь руки дошли и до митингов.

Очередь как преступный умысел

Одиночное пикетирование всегда было самым оперативным способом публичной реакции на действия властей. Согласно закону, для одиночного пикетирования не требуется подавать уведомление и проходить не требуемое по закону, но обязательное на практике согласование. На данном мероприятии расстояние между пикетчиками в Московской области должно быть не менее 10 метров, иначе это уже будет расцениваться, как массовый пикет, требующий согласования. Споры о статусе пикетирования были предметов многих судебных заседаний, суд в некоторых случаях признавал несколько одиночных пикетов, «объединенных единым замыслом и общей организацией», единым мероприятием, на которое нужно было согласовывать. Таким образом, суд признавал в действиях участников и организаторов одиночных пикетов нарушение закона. Конституционный суд предложил считать одиночные пикеты единой акцией, если они «с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые (или — более того — идентичные) наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы».

В связи с этим, одиночные пикеты стали проводить в ином формате: люди просто сменяют друг друга на одном месте. Так пикет считается одиночным, а «единство целей» не привязано к нескольким местам.  Вот именно этот «недостаток» в новом законопроекте решили устранить, предложено дополнить пункт о возможности судов карать за одиночное пикетирование, как за массовую акцию, добавив очередь как признак этой самой массовости: «Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе поочередное участие нескольких лиц в таких актах пикетирования, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием». То есть, встал посмотреть на пикет – нарушитель, решил подождать своей очереди постоять с плакатом – нарушитель, хотя после того, как на одиночных пикетах стали задерживать людей с чистыми листками вместо плакатов, удивляться не приходится.

Унифицированный признак журналиста

В новом законопроекте  знак представителя СМИ – пресс-карту, которую каждая редакция выдает самостоятельно, предлагается заменить на «признак представителя средства массовой информации вид и описание которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти». Сначала сделали обязательную аккредитацию для СМИ на выборах, теперь пойти в качестве журналиста на митинг можно будет только с выданной государством пресс-картой. Также дополнительно оговаривается, что журналист не имеет право на массовом мероприятии агитировать, выполнять организаторские функции, а также «участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия».

Хочешь провести митинг – открой спец счет 

По идее законодателя Вяткина, в уведомлении о проведении публичного мероприятия, должны быть указаны реквизиты банковского счета для перечисления средств на организацию мероприятия. А дальше идет большой перечень тех, от кого денежные средства принимать нельзя: иностранные и международные организации, иностранные граждане, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, анонимные жертвователи (все те, кто раньше мог отправлять на яндекс-кошелек или карту организатора), юридические лица, зарегистрированные менее, чем за один год до момента перечисления. Последний пункт просто прекрасен, учитывая, что, например, для участия в госзакупках за бюджетный счет, ограничения на момент организации компании не существует. Что и порождает различные схемы,  о прозрачности которых депутаты почему-то не беспокоятся. Расходы на проведение митинга со счета естественно замедляют все процессы, делая его организацию даже за две недели практически невыполнимой. После проведения мероприятия организатор обязан в течение 10 дней возвратить гражданам и организациям неизрасходованные денежные средства, пропорционально вложениям, а также предоставить в орган исполнительной власти отчет о расходовании средств на публичное мероприятие. То есть, законодатели решили ввести некий фильтр для отбора «правильных» и «неправильных» организаторов массовых мероприятий, после выборного фильтра, который себя полностью оправдал, смотрится логично, но бессмысленно. Потому что гражданская активность зависит не столько от вводимых запретов, сколько от действий самой власти, а точнее, уровня их адекватности.  И Хабаровск, где более ста дней проходят несогласованные митинги, лучшее тому подтверждение.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.