Как у пенсионеров забирают последние деньги под видом «бесплатной юридической помощи в рамках федерального закона
Как показывает практика, самыми оперативными и гибкими к конъюнктуре изменений в нашей жизни оказались мошенники. Они первыми оседлали темы «инновационных счетчиков», «выплат в рамках режима самоизоляции» и многие другие нововведения. Прошло чуть больше недели после блокировки карт пенсионерам 65+ и людям с хроническими заболеваниями, а в редакцию уже обратились несколько человек, которые стали жертвами мошенников в надежде на разблокировку соцкарт. Новые обстоятельства легли на старые схемы, которые формально не выходят за рамки закона, что не отменяет факта мошенничества.
«Конечно, сейчас я уже все поняла и меня удивляет только собственная доверчивость, однако, если бы не произошло технической ошибки с моей социальной картой, то всего бы этого и не было, – сетует 63-летняя жительница города Наталья Николаевна. Ее история – череда чужих ошибок и мошенничества, за которые она заплатила своей полуторамесячной пенсией.
11 ноября Наталья Николаевна обнаружила, что ее соцкарта заблокирована, несмотря на то, что она еще не достигла 65 лет и не имеет хронических заболеваний. При этом для помощи дочери с внуками она ежедневно совершает, как минимум, две поездки, так что блокировка карты на бесплатный проезд пришлась очень некстати.
Наталья Николаевна пошла в соцзащиту и там узнала, что ее карта заблокирована, так как у нее якобы имеется хроническое заболевание. После чего посоветовали разбираться с поликлиникой и Минздравом. В поликлинике жуковчанке выдали выписку из медицинской карты: «На учете по поводу хронических заболеваний не состоит». Во время походов по инстанциям Наталья Николаевна узнала, что подать заявление на разблокировку соцкарты можно и электронным способом. На сайте правительства Московской области об этом оповестили жителей региона, видимо, технические ошибки – довольно частое явление. «Обратиться за разъяснениями и разблокировать свою карту, если ее ошибочно «заморозили», могут жители Подмосковья, не достигшие 65 лет и не стоящие на учете в медучреждениях региона как хронические больные», – указано на официальном сайте. Сделать это можно через портал «Добродел», для этого на сайте нужно создать сообщение, присвоить ему категорию «Социальная сфера» и подтему «Социальная карта». Наталья Николаевна заполнила заявку, однако при отправке она не смогла увидеть подтверждения принятия обращения. Тогда она начала искать возможность продублировать свое заявление и на помощь пришли соцсети и различные мессенджеры, которые многие люди воспринимают «на веру».
Так Наталья Николаевна вышла на сайт «Центра защиты прав пенсионеров», как было указано, на данном ресурсе «бесплатная юридическая консультация оказывается в рамках федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». На центральной странице сайта, которая оказалась единственной, нужно было заполнить форму для приема обращений граждан по вопросам пенсий, льгот и иных выплат пенсионерам, указав ФИО, телефон и краткую суть вопроса. Жуковчанка заполнила форму, и через некоторое время поступил звонок. Оператор сообщил, что нужно подъехать на метро «Курская» и собственноручно заполнить документы. По-другому снять блокировку с социальной карты жителя Московской области, по словам «специалиста», невозможно. Но под нее специально выделят запись, так что в очередях стоять не нужно, все будет максимально комфортно.
Дальнейший сценарий предугадать не сложно. В офисе на «Курской» Наталье Николаевне предложили заполнить договор, рассказав, что такая ошибка государства в отношении гражданина будет дорого стоить этому самому государству, а именно 150000 рублей компенсаций за моральный ущерб. Но для этого надо оформить документы, а это уже не бесплатная юридическая помощь. Договор Наталья Николаевна заключила с ООО «Центр Урегулирования Споров «Альфа», зарегистрированное 3 ноября этого года. Согласно этому договору, за правовой анализ ситуации клиента, заявление на имя главного врача (непонятно, какого медучреждения) и заявление в Министерство здравоохранения РФ (региональный уровень решили пропустить) пенсионерка заплатила 20000 рублей, 500 рублей ушло на почтовые расходы. Естественно, про компенсацию в 150000 рублей в договоре ни слова. Зато есть телефон отдела контроля качества, на который ЖВ пытались дозвониться несколько раз, но никто трубку так и не взял.
«За свою доверчивость я заплатила сумму, равную моей пенсии за полтора месяца, юристы говорят, что раз договор мной подписан добровольно, то перспектив возвратить деньги через суд у меня нет», – говорит Наталья Николаевна. И тут же с надеждой добавляет: «Может, они все-таки обращения хотя бы напишут…» И тут становится очевидно, что доверчивость одних граждан может сравниться лишь с цинизмом мошенников, которые, не моргнув глазом, забирают у людей последние деньги.