ЦАГИ – во имя Победы: работы в области прочности льда

552

26 ноября 1941 года была официально открыта военная автомобильная дорога № 101. Так началась драматическая история Дороги жизни — единственной транспортной магистрали через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны, связывавшей блокадный Ленинград со всей страной (в периоды навигации — по воде, зимой — по льду).

Длина пути через Ладогу составляла приблизительно 30 километров, общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период ее действия, — свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.

За весь период на Дороге жизни использовалось более 4 тысяч транспортных средств, одной четвертой техники не было суждено вернуться из рейса. Автомобили расстреливались немцами, проваливались под лед, не выдерживавший больших нагрузок. Первым машинам с собственным весом около 2 тонн приходилось выезжать с грузом в 2-3 мешка продовольствия. Тем большую актуальность приобрели исследования льда Дороги жизни на прочность, которые в те годы вел Ленинградский физико-технический институт АН СССР.

В то же время следует отметить, что ледовые переправы во время войны были нужны не только для Дороги жизни. На протяжении четырех зимних периодов военных лет проводились тысячи транспортных операций на линии фронта протяженностью более 2500 км.

Чтобы обеспечить безопасное передвижение техники по ледовым дорогам, специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского проводили работы в области обеспечения прочности льда зимних трасс. Подтверждением этому служат две научно-исследовательские работы военных лет — статья «К докладу по экспериментальному исследованию льда в 1944-1945гг.» и отчет «Экспериментальное исследование льда в 1945 году для Инженерного комитета Красной Армии».

Научный потенциал ЦАГИ как базовой организации, ведущей систематические исследования по обеспечению прочности, оказался востребован и в этой важной и малоизученной на тот момент сфере исследования усталостных характеристик льда.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут