24 ноября исполнилось бы 90 лет заслуженному летчику-испытателю ССCР Арсению Колосову
Всю свою жизнь Арсений Леонидович посвятил авиации. Он был человеком немногословным, справедливым, добрым и мудрым. Внутреннее благородство, тактичность и человечность — его отличительные человеческие качества.
Путь в авиацию Арсений Колосов начал в 1945 г. с Ивановского аэроклуба и Ивановской спецшколы ВВС, которую он окончил в 1948 г. Затем, в 1951 г. он окончил Омское военное училище летчиков фронтовой авиации и Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу в г. Грозный. Как лучший выпускник он был назначен летчиком-инструктором Омского училища, где служил в 1951-59 г.г., а потом поступил в Школу летчиков-испытателей ЛИИ и окончил ее в 1960 г. В этом же году Арсений Колосов был принят летчиком-испытателем в ОКБ А.Яковлева, которому отдал все мастерство, накопленное за годы учебы. Он участвовал в испытаниях истребителя-перехватчика Як-27, фронтового бомбардировщика Як-28 и его нескольких модификаций, в испытаниях учебно-тренировочных Як-30, Як-32 и других самолетов, проявив высокий профессионализм. После этого Колосову было доверено поднять в небо первый пассажирский самолет ОКБ — Як-40, которому суждено стать знаменитым. Он его поднял (21.10.1966 г.) и провел испытания, потом представлял самолет на многочисленных авиасалонах мира. Затем он поднял и испытал Як-42. Самолет Як-40 стал не только первым пассажирским самолетом ОКБ Яковлева, но и первым в СССР и в мире реактивным самолетом местных воздушных линий. ОКБ заложило в конструкцию Як-40 избыточный запас прочности и приспособило самолет к полетам с грунтовых аэродромов. Самолет отличался высокой надежностью и безопасностью в эксплуатации. Он стал первым советским самолетом, получившим сертификат летной годности в развитых зарубежных странах.
На Як-40 Колосов блестяще проводил демонстрационные полеты в десятках стран Европы, Азии, Южной и Северной Америк. Особо сложными оказались полеты в странах Латинской Америки, проведенные в феврале 1972 г. экипажем, руководимым Колосовым. Генеральный конструктор ОКБ Александр Яковлев в своей книге «Цель жизни», пишет, что маршрут Як-40 проходил по городам Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии, Чили, Аргентины, Уругвая, Бразилии и Венесуэлы. Облет континента начался из районов высокогорья. Под крылом проплывали хребты и ущелья Кордильер, остроконечные и заснеженные вершины, которые часто закрывали подходы к небольшим, скудно оборудованным аэродромам. Порой самолет, только что прошедший над громадным ледником, попадал в тропический ливень, а посадку совершал уже при температуре воздуха свыше 30 градусов. Як-40 видели над вершиной высочайшего из действующих вулканов планеты — Котопахи в Эквадоре, и вблизи священного озера древних перуанцев Титикака. Самолет взлетал и приземлялся на высоте 4100 м, что само по себе было уже рекордом для реактивной машины. Находясь в Чили, Арсений Колосов на Як-40, без пассажиров, специально для чилийских летчиков выполнил виртуозный полет с каскадом фигур и эволюций, непривычных для такой машины, создав у зрителей впечатление, что в воздухе истребитель, а не пассажирский самолет, чем глубоко поразил присутствующих. А в одном из полетов на борту воздушного судна побывал тогдашний лидер чилийцев Сальвадор Альенде, которому на память о полете была вручена памятная доска-барельеф с изображением Як-40 на фоне Москвы. Затем, через Рио-де-Жанейро экипаж направил самолет вглубь джунглей Амазонки и в течение многих часов видел под крылом только беспредельное зеленое море девственных лесов. Далее Як-40 побывал в Мексике, США и закончил свой круиз над Южной и Северной Америкой в Канаде, пройдя в общей сложности более 100 тыс. км, успешно завершив одно из самых продолжительных и дальних зарубежных путешествий советского воздушного лайнера.
Як-40 стал первым советским самолетом, который стал продаваться в зарубежные страны, имеющие свою авиапромышленность. В течение 10 лет в 18 стран было продано 125 самолетов Як-40. А всего советская авиапромышленность выпустила 1011 самолетов Як-40, которые эксплуатировались на наших линиях в течение 25 лет. Многие специалисты считают ошибочным решение о снятии его с производства в 1981 г., потому что замена двигателей АИ-25 на современные, более экономичные, позволила бы расширить выпуск Як-40 и увеличить его экспорт.
Арсений Колосов был награжден орденами «Знак Почета» (10.08.1967) и Октябрьской Революции (26.04.1971), а также медалями. В 1973 г. ему было присвоено звание заслуженного летчика-испытателя СССР, потом он был представлен к высшей награде страны – Героя Советского Союза, но присвоение не состоялось.
Арсений Леонидович Колосов ушел из жизни 6 апреля 1995 года.