Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, заместитель министра Минпромторговли Олег Бочаров и заместитель министра Минтранса – руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько посетили Летно-испытательный комплекс (ЛИК) АО «Региональные самолеты (АО)» и Летно-испытательный и технический комплекс ПАО «Корпорация «Иркут».
В ЛИК АО «РС», которая как филиал входит в состав корпорации «Иркут», делегация осмотрела салоны двух новых самолетов «Суперджет-100» (SJ 100), предназначенных для поставки заказчикам: авиакомпаниям «Аэрофлот» и Red Wings. «Аэрофлот» получит очередной авиалайнер в двухклассной компоновке, а авиакомпания Red Wings – авиалайнер с одноклассным пассажирским салоном на 100 кресел. Эта машина станет четвертым самолетом SJ-100 в парке авиакомпании.
Делегация ознакомилась с подразделениями корпорации «Иркут», которые отвечают за испытания и послепродажную поддержку самолетов марки SJ-00, в том числе техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, ремонт компонентов, обучение летного и инженерно-технического состава, а также материально-техническое обеспечение. В настоящее время в авиационно-техническом комплексе ЛИК АО «РС» четыре «Суперджета» из парков различных авиакомпаний проходят плановое техническое обслуживание. В учебном центре комплекса идет обучение пилотов авиакомпании Red Wings., авиапарк которой собираются укомплектовать в рамках лизинга в основном самолетами «Суперджет-100».
Затем представители различных министерств и ведомств провели совещание, на котором обсуждался ход сертификационных испытаний самолета МС-21-300. В мероприятии приняли участие руководители ПАО «ОАК» и ПАО «Корпорация «Иркут». Пресс-служба ОАК сообщила, что на совещании было отмечено, что испытания авиалайнера МС-21-300 идут по программам, одобренным сертификационными центрами. Специалисты этих организаций участвуют в летных и наземных испытаниях, а также в расчетно-аналитических работах по программе сертификации. В ходе испытаний подтверждается соответствие типовой конструкции самолета МС-21-300 требованиям сертификационного базиса. Ведется наращивание функциональных возможностей программно-математического обеспечения перспективного ближне-среднемагистрального самолета.
Александр Нерадько сообщил, что Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) приняты заявки на получение одобрения главных изменений к сертификату самолета МС-21-300. Одна из них связана с установкой отечественных двигателей ПД-14 (модель МС-21-310), другая – с применением отечественных композитов в основных силовых элементах планера самолета. «Работа проводится в приоритетном режиме», – заявил А. Нерадько.
После выступления высоких должностных лиц перед представителями СМИ, стало понятно, что прочностные испытания крыла самолета МС-21-300, изготовленного из отечественных композиционных материалов еще только собираются начать. Еще в третьей декаде мая 2020 г. об прочностных испытаниях «чисто отечественного» крыла МС-21-300 в ЦАГИ заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров во время поездки в Пермь на предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации.
После того, как санкции США в отношении ОАК и госкорпорации «Ростех» привели к прекращению поставок композитных материалов из США и Японии (компании Hexcel и Toray Industries), пришлось в срочном порядке создавать аналогичные отечественные материалы.
В настоящее время в конструкции самолетов семейства МС-21 запланировано применение отечественных композиционных материалов, в частности, углеродных волокон производства компании UMATEX (входит в корпорацию «Росатом»), биндерной ленты марки ACM BE-C180UD производства компании «Препрег-СКМ» и др. Отечественные материалы также будут применяться в конструкции рулей высоты и направления, агрегатов механизации крыла самолета.
Денис Валентинович сообщил в мае, что «что сегодня уже установлен элемент центроплана из российских композитов, испытанный для серийного МС-21. Мы с этой задачей уже в первой части справились, в июле 2020 г. мы полное цельное композитное крыло ставим в ЦАГИ на статические испытания, и я уверен, что все эти параметры, которые мы заложили изначально в конструкцию самолета, с заменой на российского производителя полностью будут выполнены».
Следует сказать, что «черное крыло» МС-21 является «изюминкой» авиалайнера. Еще одной «изюминкой» перспективно авиалайнера является отечественный турбореактивный двигатель ПД-14. Постройку пятого летного образца самолета МС-21-300 (№ 21007) собираются завершить в конце 2020 г. и до 31 декабря нынешнего года в первый раз поднять новый авиалайнер в воздух. На этой машине будут установлены два отечественных турбореактивных двигателя ПД-14. в Иркутск. Это сделает проект во многом устойчивым к санкциям США.
Замглавы Минпромторговли также сообщил, что российские производители композитов совместно с разработчиком самолета МС-21 провели квалификационные испытания отечественных материалов в соответствии с авиационными правилами. Испытания, проводившиеся в сертифицированных Росавиацией центрах, показали соответствие всех характеристик материалов требованиям к конструкции самолета. Корпорация «Иркут» приступила к выпуску серийных деталей и агрегатов из отечественных композитов. Разработчики утверждают, что переход на российские материалы не приведет к ухудшению летно-технических и экономических показателей самолета МС-21-300.
Решив проблемы с композитным крылом, разработчики самолета выйдут на финишную прямую перед началом серийного производства МС-21-300, запланированного на 2021 г., если не будут введены санкции, блокирующие поставки электронных компонентов для интегрированного комплекса авионики машины семейства МС-21.