Право на содержание чужой собственности

879

Как жители МКД содержат подвалы и бомбоубежища, которые де-факто являются общедомовой собственностью, но де-юре дому не принадлежат

Отношения гражданина и государства довольно часто напоминает игру в наперстки, красочную, но с очевидным результатом. Особенно в области жилищно-коммунального хозяйства. Сначала жителям в общедолевую собственность передали многоквартирные дома, забыв привести их в надлежащее состояние, а потом решили ввести обязательные сборы на капитальный ремонт, при которых житель лишь платит, а выбор подрядчика и приемку работ осуществляет Фонд капитального ремонта. Примерно то же самое происходит и в ситуации с общедомовым имуществом, например, с подвалами.

Спор о подвале

Как принято говорить, «так сложилось исторически», что некоторые подвалы находятся не в собственности жителей, при этом замену коммуникаций, а порой и обслуживание проводятся за счет средств жильцов. Ситуация парадоксальная: некоторые подвалы, в которых проходят коммуникации дома, являются муниципальной собственностью, там располагаются арендаторы, которые не считают себя обязанными давать доступ в помещения даже в экстренных ситуациях.

Между тем, согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирных домах на праве общей долевой собственности принадлежат общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Еще более конкретное определение дает ч.1 ст. 36 ЖК РФ: собственникам помещений на праве общей долевой собственности принадлежат помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.

Стоит отметить, что в постановлении Президиума Верховного арбитражного суда  от 2 марта 2010 года № 13391/09 указано, что с момента реализации гражданами права на приватизацию, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 «О приватизации жилого фонда в РСФСР», жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира, утрачивал статут объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности. то есть правовой режим подвальных помещений должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме. Важно при этом иметь в виду, и на это указывает Президиум ВАС, что если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло.

На федеральном уровне неоднократно поднимали вопроса передачи подвальных помещений из муниципальной собственности в общую долевую собственность собственников МКД.  Общественная палата РФ еще в 2017 году предложила правительству комплекс мер по восстановлению законных прав собственников на общее имущество в МКД, в том числе по ранее совершенным сделкам, особенно в случае незаконного отчуждения такого имущества органами власти. Это стало одной из задач в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской федерации на период до 2020 года. Однако несовершенство законодательства в данной сфере так и осталось, конкретного алгоритма так и не получилось выработать.

В настоящее время во многих муниципальных образованиях помещения, обладающие признаками долевого имущества, но зарегистрированные как собственность муниципалитета, возвращаются под юрисдикцию собственников дома  с использованием механизмов, обеспечивающих возврат имущества без обращения в суд. Однако Жуковский пока не вошел в их число, подвальные помещения в собственности муниципалитета предпочитает сдавать сам муниципалитет, в большинстве случаев безвозмездно.

Местное отделение Ассоциации председателей советов многоквартирных домов еще несколько месяцев назад отправила запрос в администрацию города с просьбой предоставить информацию по подвальным помещениям, находящимся в собственности у администрации. А также создать согласительную комиссию по возвращению в общедомовое имущество подвальных помещений, находящихся в собственности у муниципалитета. Перечень прислали, однако до комиссии дело не дошло.

Задача с тремя известными

Еще интереснее ситуация с помещениями бомбоубежищ, которые находятся в федеральной собственности, закреплены за муниципалитетами, но входят в общее домовое имущество МКД. В некоторых домах устроен вод в бомбоубежища, в других – они полностью находятся на территории МКД. В этом «бермудском треугольнике» каждый раз при попытке разобраться пропадает как в воронке здравый смысл.

В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации  от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защитные сооружения гражданской обороны, введенные до 21.01.1992 независимо от того, на чьем балансе они находятся, до момента определения соответствующего собственника указанных объектов, относятся к федеральной собственности.

При этом в связи с отсутствием финансирования из бюджета РФ на поддержание бомбоубежищ, составляющих имущество государственной казны, Росимуществом принято концептуальное решение «о передаче защитных сооружений гражданской обороны на иной уровень публичной собственности, вовлечении этих объектов, с которых снят статус бомбоубежищ, в хозяйственный оборот, а также списания таких объектов». Для этого в 2013-2014 годах впервые более чем за двадцать лет была проведена инвентаризация всех защитных сооружений гражданской обороны в стране. По всей вероятности на «поддержание»  денег не было никогда, как и желания «держаться там». Поэтому «грибки» во дворах практически развалились, а в домах помещения сохранили усилиями собственников и за их счет. После инвентаризации бомбоубежища поставили на учет для дальнейшей передачи на муниципальные уровни. Однако на этом, видимо, концептуальность выдохлась, никто ничего передавать не стал.

В настоящее время у федерального бюджета денег на содержание бомбоубежищ по-прежнему нет, нет их и у муниципального бюджета. Но даже если бы в городской казне наскребли бы на содержание защитных сооружений наукограда, это бы не помогло. Так как расходование средств на содержание федеральной собственности считается нецелевым использованием бюджетных средств. И только жители многоквартирных домов, не разбираясь в бюджетном кодексе и правах собственности, содержат эти защитные сооружения гражданской обороны, так как они по совместительству являются и общедомовым имуществом, через которое проходят коммуникации. Потому что скупой платит дважды, а граждане Российской Федерации всегда, и не только за себя.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут