ЦАГИ – во имя Победы: скоростной истребитель И-200 (МиГ-1)

707

8 декабря 1939 года из состава КБ московского авиазавода № 1 им. Авиахима был выделен особый конструкторский отдел (ОКО), начальником которого назначили молодого авиаконструктора А.И. Микояна, а его заместителем — конструктора М.И. Гуревича. Главной целью ОКО — будущего ОКБ им. А.И. Микояна — являлось создание скоростного истребителя И-200.

Работа над проектом этой машины началась еще под руководством известного авиаконструктора, советского «короля истребителей» Н.Н. Поликарпова. И-200 задумывался как фронтовой истребитель для ведения активного воздушного боя и уничтожения противника на основе преимуществ в скорости. Поэтому особое внимание было уделено выбору наилучших аэродинамических форм, что в сочетании с мощным мотором обещало обеспечить довольно высокие летные характеристики.

После утверждения макета конструкторы приступили к рабочим чертежам, причем для ускорения процесса к работе подключили технологов и производственников. Люди трудились в две смены и даже в выходные дни. В аэродинамических трубах ЦАГИ был выполнен цикл продувок модели летательного аппарата, подтвердивший правильность предварительного аэродинамического расчета и прогнозируемой устойчивости. В заключении института по эскизному проекту истребителя отмечалось, что «проект самолета И-200 AM-37 с точки зрения аэродинамики является, безусловно, полноценным». Опытные экземпляры И-200 собирались очень быстро. В процессе заводских испытаний самолет показал хорошие летные данные, поэтому в конце мая 1940 года вышло постановление о запуске нового истребителя в серию.

И-200 имел смешанную конструкцию: хвостовая часть фюзеляжа с килем и консоли крыла — деревянные с использованием дельта-древесины, а передняя часть фюзеляжа, центроплан и стабилизатор — металлические. Вооружение состояло из трех синхронных пулеметов: одного крупнокалиберного БС и двух скорострельных ШКАС. Самолет был оборудован убирающимся шасси и обладал высокими аэродинамическими характеристиками, которые в сочетании с мощным двигателем АМ-35А позволяли ему развивать максимальную скорость 600 км/ч и обеспечивали высоту полета до 12 тысяч метров.

По ходу серийного выпуска началось интенсивное совершенствование И-200. К этим работам подключился ЦАГИ. Исследования самолета в АДТ Т-101 позволили не только в кратчайший срок выявить резервы по повышению его аэродинамического совершенства, но и улучшить характеристики устойчивости и управляемости. Быстрыми темпами шли и летные испытания по доводке И-200: все изменения проверялись в полете и сразу внедрялись в производство. Чтобы отличить летательные аппараты первых серий от улучшенных, а также в связи с общим изменением системы обозначения самолетов в СССР первым 100 машинам И-200 присвоили наименование МиГ-1, а последующим, модернизированным, — МиГ-3.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.