В Доме ученых ЦАГИ состоялся концерт заслуженного артиста России Александра Князева

677

15 октября в Доме ученых ЦАГИ состоялся концерт выдающегося музыканта, виолончелиста и органиста, заслуженного артиста России Александра Князева

Сегодня вы начали концерт сюитой Баха, а 9 ноября будете играть Баха на органе в КЗ «Зарядье», на каком инструменте вам больше нравиться исполнять Баха? Или это сравнивать нельзя?

Звучание музыки Баха не зависит от инструментов, играешь, что на виолончели, что на органе, а сейчас я начал играть Баха на рояле — самое главное, что это музыка Баха. Я обожаю Баха всю свою жизнь, и очень много его играю. Моя самая любимая программа — это шесть сюит Баха для виолончели. Обычно музыканты играют по три сюиты за два концерта. Если играть в одном концерте, то это три с половиной часа чистой музыки и два антракта. Дважды я играл его так в Большом зале, сейчас буду в зале Чайковского, если только пандемия все не отменит нам. Сюиты для виолончели в разном сочетании я сыграл, не знаю сколько раз, записал их все дважды и буду записывать третий раз. Кроме того, я тоже сыграл примерно 2/3 органного репертуара Баха, и моя мечта успеть выучить весь репертуар, не знаю, успею ли. У меня записано четыре органных диска, скоро выйдет диск с «Органной мессой». Бахом я увлечен очень, и чем дальше, тем сильней.

Кто еще играет шесть сюит в одном концерте?

Я — человек независтливый, но завидую одному музыканту, моему любимому виолончелисту, гениальному Ма Йо Йо (американский виолончелист китайского происхождения – ред.). Он тоже постоянно играет Баха, он очень увлечен Бахом всю жизнь, он тоже сделал две гениальные записи шести сюит, и я жду, когда он сделает третью. Записи потрясающие. Он старше меня на шесть лет, но играет все шесть сюит в одном концерте без перерыва. Я устаю и делаю два перерыва. Исполнение шести сюит в одном концерте — это не демонстрация возможностей, в этом есть большая идея. Все сюиты разные, но между собой взаимосвязаны, и интересно показать, как развивается весь цикл от первой сюиты до шестой, в цикле есть свой психологический центр, в четвертой сюите, моей любимой. Каждый раз, когда я сыграю весь цикл – испытываю счастье, хотя это тяжело, голова устает и в пятой сюите возникает недолгое головокружение. Потом делаю большой перерыв и играю шестую, которая длится 40 мин.

Органом я тоже безумно увлечен и играю постоянно. Я горжусь тем, что сыграл несколько программ, которые не играет ни один органист в России. Я сыграл «Гольдберг-вариации» в транскрипции для органа Жана Гийю, очень сложное произведение, которое мало кто в мире играет. Играл его много раз в Большом зале, в Доме музыки, в зале Чайковского и, по-моему, во всех залах России, где есть орган, а также записал его во Франции. Я играю большие произведения Баха, в том числе такие как «Органная месса», которую уже записал, 45 хоральных прелюдий, 18 хоралов и другие.

После исполнения во втором отделении Брамса создалось впечатление, что он вами тоже любим.

Абсолютно, после Баха мой любимый, наверное, Брамс. У меня была программа, в которой за два концерта я играл все сонаты Брамса, скрипичные, альтовые и виолончельные. Брамса я обожаю.

Как вам удается сочетать игру на органе и на виолончели?

А что мне еще делать? Кроме музыки я же ничего больше не делаю, ничего вообще.

Пандемия как-то повлияла на вас, на ваше эмоциональное состояние, может, отразилась на репертуаре?

Повлияла буквально, не то чтобы на репертуаре, нет. Просто случился страшный простой, за семь месяцев у меня сегодня всего четвертый концерт! Я сам переболел ковидом, переболел в легкой форме, но все равно была адская слабость как постковидный синдром. Я начал выступать только в сентябре и соскучился по концертам. Играть я хочу всегда и играю много, по 90 концертов в год, конечно, устаю. А сейчас я отдохнул, мне хочется играть.

В этом смысле нам повезло.

Повезло, потому что, если честно, то в обычном сезоне, когда много перелетов и концертов, трудно бывает найти время и силы для еще одного концерта. Я с радостью здесь сыграл и мне кажется, что для такого трудного момента было не так уж мало народу.

Ваш концерт должен был пройти 8 апреля, билеты были все проданы, а когда объявили о переносе концерта, то большая часть слушателей не сдала билеты и хранила их до сегодняшнего дня.

Это очень приятно. Зал уютный, очень хорошая акустика, и вообще была какая- то теплая атмосфера. Я сразу почувствовал публику – она сюиту уже так слушала, что я понял — публика великолепная, концерт будет шикарный. Я очень рад, что все состоялось, несмотря на эту всю пандемию.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"