Юбилей Павла Николаевича Власова
ЖВ в рамках своей традиционной рубрики «Лица города» продолжают серию публикаций о выдающихся летчиках и ученых, чьи имена связаны с нашим городом.
В этот раз мы расскажем о замечательном летчике-испытателе, Герое Российской Федерации Павле Николаевиче Власове, отмечающем 13 октября свой шестидесятый день рождения. Житель нашего города Павел Николаевич известен далеко за пределами страны — он по праву заслужил славу летчика-виртуоза и удостоен престижных международных наград. В течение 7 лет он возглавлял и весьма успешно Летно-исследовательский институт, а уже три года как является начальником Центра подготовки космонавтов.
Павел Николаевич Власов родился 13 октября 1960 года в городе Лебедин Сумской области. Его отец был кадровым военным – служил начальником связи авиационного полка, а мама работала бухгалтером. Школьником Павел занимался в авиамодельном кружке. В 1977 году окончил школу с золотой медалью и поступил в Харьковское Высшее военное авиационное училище летчиков. После окончания с отличием в 1981 году училища, остался в нем на инструкторской работе. В 1987 году в звании капитана Павел Николаевич уволился из армии и стал слушателем Школы летчиков-испытателей. После успешного окончания ШЛИ в 1989 году получил распределение на испытательную работу в ОКБ имени А.И.Микояна. В это время там шла работа по созданию модификаций сверхзвукового истребителя МиГ-29. Павел Власов успешно выполнил испытания палубного варианта истребителя — МиГ-29К, в ходе которых он осуществил несколько посадок и взлетов с палубы авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Также летчик осуществил большой объем испытаний таких самолетов как МиГ-31, Миг-31М, МиГ-31Д, МиГ-29, МиГ-29СМТ, МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29М2, МиГ-АТ, Миг-35 на предельных режимах полета, отработке новейших систем вооружения, прицельно-навигационных комплексов и систем дозаправки в воздухе. Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Валерий Меницкий в своей вышедшей в 1999 году книге «Моя небесная жизнь» так отзывается о молодом тогда Павле Власове: «Из молодых летчиков я бы еще хотел отметить Павла Власова. Когда я его брал из Школы летчиков-испытателей, по своим летным задаткам он мне напомнил Романа Таскаева, но культура пилотирования у него, пожалуй, была выше. Связано это было с тем, что он работал инструктором, и это не могло не сказаться на его подготовке. Думаю, если бы у Романа был такой же опыт инструкторской работы, он бы проявил себя еще ярче. Павел был хорошо технически подготовлен, и это естественно — он принадлежал другому поколению летчиков и был одним из его лучших представителей. Он все схватывал на лету, впитывал в себя новое как губка. Был очень дисциплинированным, к тому же отличался вдумчивостью, аналитическим подходом к заданиям старших товарищей. Он внимательно нас слушал, но при этом сохранял свою индивидуальность, а это очень важно если ты хочешь достичь вершин мастерства. У Павла эта индивидуальность проявлялась очень ярко. Поэтому я сказал Роману, что делаю ставку на Павла, он должен быть ориентирован на перспективу и его обучение должно строиться таким образом, чтобы он смог в будущем возглавить нашу фирму. И поэтому его надо — может быть, даже в ущерб другим — загружать работой по полной программе. Откровенно говоря, я даже хотел, чтобы он поднял новый самолет МиГ-АТ.
Я направил Павла на морскую тематику, и он наряду с нашими летчиками старшего поколения на ней работал. Этим ему было оказано большое доверие, и он это доверие оправдал. Естественно, перед тем как доверить ему морские полеты, я с ним летал сам и сделал вывод, что пилотирование на корабль у него больших трудностей не вызовет. Я хорошо понимал, что с точки зрения освоения пилотирование на корабль — дело очень сложное, но в то же время был глубоко убежден, что это нам по силам. Исходил я и из того, что в Америке, которая этими полетами занялась раньше нас, пилоты были не суперкласса, хотя их отбирают из достаточно опытных летчиков, имеющих около 1200 часов налета. У нас этот налет был даже больше, а уж опыт у летчика фирмы по сравнению с опытом простого летчика, который поступает на корабль, неизмеримо больше. В системе нашего отбора летчик фирмы гораздо выше, чем любой морской летчик в Америке, Англии или во Франции. Кроме того, его разноплановость и острота видения ситуации значительно отличаются от тех же качеств строевого летчика».
Начиная с 1992 года испытатель принимает активное участие в международных авиационных салонах в Фарнборо и Фэрфорде в Великобритании, Ле-Бурже во Франции, Германии, Индии, ОАЭ, Словакии и, конечно же, демонстрирует летное мастерство на МАКСе. Павел Николаевич по праву получил международное призвание как виртуоз в пилотировании реактивных истребителей. В середине 1990-х гг. работал в составе группы российских авиационных специалистов в Малайзии.
В 1996 году Павел Николаевич Власов за мужество и героизм при испытаниях новой авиационной техники был награжден орденом Мужества. Указом Президента РФ 31 мая 1998 года летчику-испытателю 1-го класса Павлу Николаевичу Власову за мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники, было присвоено звание Героя Российской Федерации. В 2003 году Павел Власов удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель РФ». В 2001 году испытатель осуществил первый полет МиГ-29М2, а спустя два года поднял в небо истребитель МиГ-29ОВТ с отклоняемым вектором тяги двигателей со всеракурсным соплом. В 2002 году Павел Николаевич стал заместителем генерального директора РСК «МиГ» по летной работе — начальником летно-испытательного центра им. А.В. Федотова. В 2005 году в составе экипажа с М.А. Беляевым поднял в небо новый палубный учебно-боевой самолет МиГ-29КУБ. В 2007 году осуществил первый полет и испытания нового самолета корабельного базирования МиГ-29К. За свою летную карьеру Павел Николаевич освоил 35 типов самолетов. Общий налет испытателя составляет порядка 3 тысяч 800 часов, из которых свыше тысячи двухсот часов в ходе испытаний.
С 2010 по 2017 г. Павел Николаевич являлся в начале начальником, а с 2012 года – генеральным директором Летно-исследовательского института им. М.М. Громова. В 2010 году удостоен звания «Почетный авиастроитель». С ноября 2017 года возглавляет ФГУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина». Надо отметить, что должность начальника центра подготовки космонавтов впервые за последние 45 лет занял именно летчик-испытатель, а не космонавт. Надо отметить, что Павел Николаевич с большим энтузиазмом приступил к новой работе.
Адрес в городе, связанный с Героем: улица Горельники, дом 4.