Электронные Нью-Васюки

1943

В рубрике «Хиты жуковских госзакупок» представляем тягу чиновников к «умному» управлению за 3,5 млн рублей

Вы будете смеяться, но городом решили управлять по-умному. Для этого долгожданного перфоманса 22 сентября на официальном портале госзакупок объявили о проведении электронного аукциона на поставку программно-аппаратного комплекса управления системами обеспечения деятельности зданий и сооружений, контроля доступа, информирования и оповещения в рамках создания умного управления в городе «Электронный муниципалитет». Начальная (максимальная) цена аукциона – 3,5 млн рублей.

Волшебная палочка для эффективной работы

Зная, как проходит цифровизация всей страны, нам стало интересно, как она поможет «умному» управлению. Кстати, не совсем понятно, почему положительная характеристика управления взята в кавычки, хотя в наших реалиях это вопрос риторический. Как указано в техзадании по аукциону, «Электронный муниципалитет» представляет собой комплекс эффективной организации работы органов местного самоуправления с использованием интеллектуальных систем мониторинга управления городским хозяйством. Эта система также предназначена для «управления и контроля доступом в муниципальные и общественные здания, сооружения и территории, а также многоквартирные дома», позволит вовлечь граждан в процессы управления городом, а также осуществить оперативное массовое оповещение и персональное информирование граждан. За 3,5 млн рублей нам обещают организацию принципиально иного характера взаимодействия жителей, ОМСУ, субъектов МСП и предприятий города в рамках замкнутой экосистемы. По мнению разработчиков ТЗ, «результатом внедрения и использования «Электронного муниципалитета» должно стать информационно-технологическое преображение городского хозяйства. В том числе, расширение возможностей по достижению целей жизнеобеспечения города, повышение управляемости при решении вопросов местного значения и осуществления государственных и областных полномочий, а также повышения общественной безопасности и улучшения качества жизни горожан.

Это все сильно напоминает почтальона Печкина: «Я почему вредный был?! Потому что у меня велосипеда не было». У нас почему такой бардак? Потому что программно-аппаратного комплекса не было. А теперь купим и заживем. Только сдается, что есть и более экономичные пути для эффективной работы органов местного самоуправления, например, ответственность за принимаемые решения и поступки, причем даже настраивать потом ничего не надо будет, настроится само. Например, нет обязательных компенсационных посадок, осуществили посадки ответственных. И тогда даже в рамках этой «замкнутой экосистемы» все быстро заработает как часы.

Право доступа, или Дискриминация по карточному признаку

Цели и задачи комплекса как будто выписаны из романа Оруэлла «1984»: «Кардинальное повышение качества и комфорта проживания в городе путем организации унифицированной системы управления персональными правами доступа граждан к различным городским пространствам с помощью единой карты жителя города, минимизация дополнительных барьеров для перемещения верифицированного пользователя в рамках делегированных ему прав доступа (государственные и муниципальные учреждения, подъезды МКД, спортивные объекты, специальные мероприятия)». Это, по мнению разработчиков документации, повысит доверие к власти и приведет к общей лояльности граждан к органам местного самоуправления за счет создания безбарьерной среды общения с ОМСУ (при одновременном усилении контроля доступа в муниципальные здания и сооружения). Довольно размытая формулировка, которая может объяснить любые действия. Вот мы и доросли до настоящей жуковской идентичности, которая теперь будет определяться наличием карты. Разработчики концепции так и не смогли ответить на вопрос, будут ли, например, выдавать эти карты гражданам, которые работают в городе, но живут за его пределами. На наш взгляд, подобные тезисы из техзадания довольно плохо совмещаются с правами человека и свободой передвижения, можно подумать о слежке и пропускном режиме, и именно так мы и подумала. Однако все оказалось намного проще, это больше похоже на очередные «Нью-Васюки» за бюджетный счет.

Два в одном: инновации как симулякр

Как объяснили разработчики проекта, планируется создать некую карту активного горожанина, которая станет «единым физическим идентификатором для различных муниципальных услуг: одна карта используется как для записи на прием, посещения и прохода в различные муниципальные учреждения, так и для доступа в подъезд многоквартирного дома, территорию учреждений образования, спортивные объекты». Представитель рабочей группы при главе города по реализации проекта «Умный город» привел в пример запись граждан на прием к чиновникам. Сейчас нужно позвонить и записаться на определенные дату и время, а потом прийти на первый этаж администрации города, где охранник пустит в здание лишь в том случае, если ваша фамилия будет в списке. А при наличии карты активного гражданина можно будет заполнить анкету и прийти уже с картой, которая позволит получить доступ в администрацию на время приема. Однако, есть нюанс: референт все равно должен позвонить страждущему общения, чтобы узнать конкретную тему, и это объяснение в электронную форму не запихнешь. А охранник на входе по старой доброй традиции в любом случае проверит у вас паспорт – это инстинкт. Карта активного жуковчанина –к счастью, дело добровольное, так что записаться на прием к чиновникам можно и по старинке. С входом в подъезд вообще ситуация парадоксальная, ведь подъезды – это общедомовое имущество, которым могут распоряжаться (а тем более давать или не давать доступ) только собственники помещений в МКД. И такие решения, как установка считывателей для карт и возможность прохода по карте, принимаются на общем собрании собственников, тем более не совсем понятно, за чей счет будет этот банкет. И даже если такое решение будет принято, останется возможность открывать по старинке электронным ключом.

Некоторые пункты техзадания программно-аппаратного комплекса рисуют перед нами прекрасную Россию будущего: «Безопасный способ дистанционного общения жителя и органов местного самоуправления без потери ощущения личного общения: с помощью карты жителя города посетитель через установленный информационный терминал посредством видеосвязи может получить адресную консультацию специалиста соответствующего подразделения без необходимости прихода к рабочему месту специалиста; получить необходимую справочную информацию». Кто хотя бы раз пытался коммуницировать с чиновниками, прекрасно понимает, что вопрос состоит не в формате общения, а в отсутствии мотивации для этого общения у одной из сторон. Поэтому, по всей вероятности, не так важно, как тебя проигнорируют: очно или дистанционно.

Активные направо, активисты –налево

Жуковский вошел в число пилотных проектов региональной программы «Умные города Подмосковья» в 2019 году, при этом «Электронный муниципалитет», как сказано в пресс-релизе, в том или ином виде прописан в долгосрочной стратегии развития наукограда. Оценить цифровизацию можно каждому, кто сталкивался, например, с ЕДС ЖКХ или с муниципальным центром управления регионом (МЦУР). Хотя, бесспорно, участие в инновациях – всегда плюс «в рейтинг».
При главе города создана рабочая группа по реализации проекта «Умный город», которая разрабатывает концепцию и с картами активных жуковчан. Правда, определиться, кто же подходит под это описание, мы так и не смогли, никаких критериев пока нет, возможно и не будет. Представитель рабочей группы в разговоре с ЖВ озвучил довольно странное разделение граждан: на активных людей, которые оформят такую карту, и «записных активистов», которые только кричат. Такие субъективные оценки могут быть у каждого, однако, если город все же «умный», нужны определенные критерии оценки, а также понимание, кто все же будет определять активность, а главное, ее истинность. Также не смогли пока определиться и с начислением бонусов на данную карту. Дело в том, что к проекту хотят подключить жуковский бизнес, чтобы карты также давали право на скидки и бонусы на товары и услуги в городских компаниях. Например, сходил на субботник, получил бонусные баллы от ресторана. Как будут начислять баллы, пока никто не знает, зато стало понятно, что, как минимум, за субботники теперь ответят предприниматели.

Концепция единых карт для доступа жителям города, согласно техзаданию, довольно противоречива и сомнительна и вызывает массу вопросов, разработчики и не скрывают, что пока детализации процесса нет, для начала нужно установить программно-аппаратный комплекс с софтом за 3,5 млн рублей. Однако, есть мнение, что разруха не в комплексах, а в головах.

Война войной, а обед по расписанию

Инновации решили внедрить вполне себе проверенным способом. Сначала объявили электронный аукцион, на котором до этапа определения поставщика дошло четыре участника, сразу две компании опустились с 3,5 млн рублей на 1,7 млн рублей, однако победителем признали ООО «Сордекс Софтвейр», так как эта компания выступила со своим предложением раньше. Однако через несколько дней победитель отказался от исполнения контракта, и закупку перевели в формат запроса предложений, где цена уже не является определяющем критерием. И что-то подсказывает (наверное, опыт), что победитель теперь назовет цену близкую к максимальной. А мы, в свою очередь, с определенной долей вероятности можем назвать и самого победителя – ООО «Транком». Скорее всего в формате запроса предложений удача будет сопутствовать именно этой компании. Вот и все инновации.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.