“Лица города”: испытатели – юбиляры октября – Юрий Ивченко и Иван Македон

2182

ЖВ в своей ставшей традиционной рубрике «Лица города» продолжают цикл публикаций биографических очерков о выдающихся людях-летчиках-испытателях и ученых, чьи имена связаны с нашим городом авиации. В этом номере мы публикуем биографии заслуженного летчика-испытателя Юрия Григорьевича Ивченко и летчика-испытателя 3 класса Ивана Васильевича Македона. Юрий Григорьевич Ивченко, 4 октября отмечающий свой юбилей, в течение 20 лет был летчиком-испытателем Летно-исследовательского института и за это время осуществил большой объем испытаний на самых разнообразных вертолетах, внеся значительный вклад в развитие авиационной науки. Еще один юбиляр этого октября — Иван Васильевич Македон прожил очень короткую жизнь — всего 30 лет. Но даже за короткое время работы в ЛИИ — всего 2 года, он успел выполнить испытания целого ряда самолетов. Увы, но очередные испытания окончились для летчика трагедией. 26 дней после катастрофы, получив тяжелейшие травмы,  Иван Васильевич боролся за жизнь, но степень травм оказалась несовместимой с жизнью.

80 лет со дня рождения

Юрий Григорьевич Ивченко
(род. 1940)

Родился 4 октября 1940 года в Нальчике. С десятилетнего возраста жил в Душанбе, где в 1958 году окончил школу-десятилетку. Затем поступил в Кременчугское летное училище гражданского воздушного флота (ГВФ). После окончания училища в 1963 году, работал пилотом гражданской авиации. В 1970 году Юрий Григорьевич окончил вертолетное отделение Школы летчиков-испытателей. В течение 20 лет (1970-1990 гг.) работал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института. За эти годы осуществил испытания польского вертолета W-3 «Сокол» и Ми-14, а также провел большой комплекс работ на определение летных характеристик, устойчивости, управляемости, прочности, систем автоматического управления и оборудования на Ка- 15, Ка-25, Ка-26, Ка-32, Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-17, Ми-24, Ми-26 и их модификаций. 18 декабря 1991 года Юрий Григорьевич Ивченко был удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». После ухода с испытательной работы, до 2002 года был заместителем начальника летно-испытательного центра ЛИИ по поисково-спасательной службе.

Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Маяковского, дом 13.

75 лет со дня рождения

Иван Васильевич Македон
(1945-1975)

Родился 7 октября 1945 года в селе Ясное Мелитопольского района Запорожской области. После окончания школы,  начинал свою трудовую деятельность столяром на заводе. В 1968 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков и служил в военно-воздушных войсках. В 1971 году после ухода в отставку поступил в Школу летчиков-испытателей. В 1973 году стал летчиком-испытателем ЛИИ.  За два года работы в Институте, осуществил испытания самолетов МиГ-23, Су-24 и другие. 1975 год стал роковым для 30-летнего авиатора. В тот момент Иван Васильевич участвовал в программе понижения минимума погоды самолета Су-15. В своей книге «Страстная неделя» Герой Российской Федерации Леонид Степанович Попов вспоминает о гибели Ивана Васильевича Македона: «Через два года после окончания Школы Ванечка заменил уехавшего с Волги летчика-испытателя, который работал по программе понижения минимума погоды самолета Су-15. Проходил этап оценки выработанных рекомендаций военными летчиками-испытателями и летчиками строевых частей. Иван Васильевич Македон, дублер ведущего летчика-испытателя по этой программе, и работу, и аэродром знал. Казалось, ничего не предвещало трагедии. На 29 октября 1975 года Македону планировалось три полета с Рудольфом Николаевичем Зубовым, военным летчиком первого класса из учебного центра ПВО. Первые два полета – заходы под шторкой летчика облета по планкам положения, в директорном и автоматическом режимах. Третий полет – заключительный – по распознаванию отказов при заходе под шторкой и продолжение захода, чтобы оценить возможность нормальной посадки. Высота открытия шторки – 60 метров. И сейчас эта цифра вызывает уважение, а тогда она казалась невероятной… Македон отключил рулевой агрегат крена, имитируя отказ, на высоте 175 метров. Через семь секунд Зубов определил отказ и на высоте 130 метров перешел на ручное управление. На высоте 120 метров вертикальная скорость снижения возросла до 10 метров в секунду, вместо необходимых 5-6. К высоте 80 метров вертикальная скорость сделалась недопустимо большой – 15 м/сек, но Македон обороты двигателей не увеличивает, в управление не вмешивается и шторку не открывает. Он открыл ее по заданию. Самолет при этом сохранял скорость планирования, как на глиссаде посадки, и находился строго на посадочной прямой. Перед землей были увеличены обороты и стабилизатор в несколько приемов взят на себя с перегрузкой до 1,5 единиц. Грубая посадка с вертикальной скоростью 5-6 м/ сек произошла в 1400 м от торца полосы, между дальней и ближней приводными радиостанциями. Стабилизатор полностью выбран, тангаж +6 градусов, крена нет, скорость – 410 км/час. Впереди была бетонная дорога с бруствером, отломившим правую стойку шасси, самолет стал крениться, разворачиваясь вправо и разрушаться. А перед тем, как ему совсем остановиться в пыли, в дыму и огне, из кабины выпали оба летчика…Рудольф скончался по дороге в госпиталь, а Ваню в тяжелейшем состоянии на другой день перевезли в Москву. В самолете он не приходил в себя, только начал сильно беспокоиться на взлете. Его правая рука все шарила и не могла найти чего-то. Он скрипел зубами и плакал, пока техник самолета не вложил в его ладонь деревянную ручку от молотка. Обхватив ее пальцами обстоятельно и уверенно, как ручку управления самолетом, Македон, не приходя в себя, сразу успокоился…
Иван Васильевич умер в госпитале на 26-й день, 23 ноября 1975 года. Сознание с момента катастрофы так ни разу и не вернулось к нему… Магнитофон записи переговоров экипажа сгорел, и можно только гадать, гадать о многом. Но ясно, что летчик-испытатель с ролью инструктора, которая предусматривалась программой испытаний, не справился и допустил такую ситуацию, из которой сам выбраться уже не смог… А, ведь, казалось, что ничего не предвещало трагедии…».

Похоронили Ивана Васильевича Македона на Быковском мемориальном кладбище на аллее, получившей у летчиков наименование «Македоновой».

Адрес в городе, связанный с юбиляром: улица Чкалова, дом 34.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Журналист, краевед. Ведущий рубрики "Лица города", "Жукдвор", автор книги "Прогулки по городу"