История одной порядочности

2258

Мой друг – коммунист Владислав Семенов, с которым я никогда не буду по разные стороны баррикад

Это не мы, просто время такое… Нет ничего банальнее, чем эта фраза, успешно сопровождающая все подлости мира. А между тем еще в прошлом веке писатель-классик Фазиль Искандер сказал: «Быть порядочным – это осуществимо в любых условиях, при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости». Я каждый раз вспоминаю эти слова, когда речь идет об одном из самых дорогих мне друзей. Человеке, с которым у меня больше разного, чем общего: от возраста до политических взглядов. Но он тот, кому я никогда не скажу – «мы по разные стороны баррикад».

Владислав Владимирович Семенов – настоящий жуковчанин и представитель особого типа авиационной интеллигенции, про которую мы теперь говорим как об исчезающем виде в наукограде. Увы, это грустно, обидно, но факт.

Совсем недавно Владиславу Владимировичу Семенову исполнилось 85 лет. В этот большой юбилей его не награждали орденами, медалями и даже грамоты не удостоили. Он не относится к числу «почетных лиц», которые всегда и везде публично поддерживают власть. Семенов – сам себе гражданин. Честный, убежденный и умеющий быть единственным, кто говорит «нет», когда все предпочитают опускать глаза. Он не максималист «без страха и упрека». Он реалист с убеждением, что совесть и репутация важнее наград.

Судьба Владислава Семенова похожа на судьбы многих жуковчан его поколения. В некотором смысле – почти хрестоматия. Окончил МАИ в 1960 году, поступил на работу в ММЗ им. Микояна. Был активным «двигателем прогресса» по созданию на фирме вычислительного комплекса для автоматизированной обработки полетной информации. Стал начальником вычислительного отдела. В 1980 году перешел на ЭМЗ им. Мясищева, принимал участие в испытаниях «Бурана» и самолета-носителя «Атлант». Был руководителем межведомственной комплексной бригады по разработке программного обеспечения, показавшего высокую эффективность при испытаниях космического корабля. Работал заместителем главного конструктора СКБ, за успешно выполненный проект был удостоен премии Совета Министров СССР…
Будучи пассионарием от природы, активно занимался общественной работой. Сначала – в комсомоле, потом в партии (КПСС). Делал это искренне, с верой в идеалы и исключительную правильность советских концептов. Ему не были в тягость ни сама идеология, ни ритуалы ее проявления. Он просто верил в идею и готов был ее защищать, скрупулезно, «на пальцах», доказывая, что социализм – лучшее изобретение человечества. При этом вполне себе допускал, что «отдельные недостатки» могут быть, они дискредитируют идею и с ними надо бороться. Например, с приписками и фальсификациями, которые он выводил на чистую воду как председатель ревизионной комиссии партийной организации на одном из предприятий авиапрома.

Надо признать, его убеждения до сих пор остаются незыблемыми. Несмотря на все, что произошло с ним самим. И это самое удивительное для меня. А произошло ровно то, что мы видим сегодня – как «новое дворянство» КПРФ оседлало идею ради собственных интересов, как партия коммунистов стала частью имитации демократии, как нынешние партийные боссы используют свято верящих стариков, а сами играют на выборах договорные матчи с партией власти.

Владислав Владимирович Семенов около двадцати лет был членом городской избирательной комиссии (ТИК) от КПРФ. Он искренне болел за свою партию, но никогда не давал повода упрекнуть себя в протекционизме и необъективности. К сожалению, каждые следующие выборы оказывались круче предыдущих по части фальсификаций, которые стали для власти основным методом борьбы за голоса избирателей.

Семенов не мог с этим смириться, и в 2011 году с большим воодушевлением поддержал созданную по инициативе ЖВ общественную коалицию «За честные выборы». Несколько выборных сезонов он проводил учебные тренинги для наблюдателей, и это была серьезная профессиональная работа, превратившая институт наблюдателей наукограда в эффективный инструмент борьбы с фальсификациями. Настолько серьезный, что в 2014 году, чтобы нивелировать фактическую победу кандидатов коалиции, власть пошла на такую крайность, как тупо переписать итоговые протоколы. Я до сих пор помню, как в школе № 8, где беспредельно хозяйничали участковые комиссии из жуликов от «Гарантии-строй», ровно перед подсчетом голосов начали удалять всех независимых наблюдателей. В том числе и меня. Под нагло состряпанным предлогом: на основании вдруг образовавшихся жалоб от представителей выборного процесса в лице не скрывавших свою принадлежность к «Гарантии-Строй» откровенного хулиганья с направлениями от ЛДПР. Надо признать, что в одной из комиссий и член УИК от КПРФ, скромного вида немолодая дама, проучаствовала в этом спектакле отнюдь не на стороне правды. Более того, она проголосовала за удаление члена ТИК Владислава Семенова, который приехал разобраться с беспределом перед подсчетом голосов. Его силой выводили с участка под конвоем полиции, а дама чуть позже ушла сама, подписав пустой лист протокола по настоятельной просьбе председателя УИК.

Владислав Владимирович очень болезненно переживал эту историю, неоднократно пытался обсудить ее в жуковском отделении КПРФ, где был, между прочим, членом бюро. Но все закончилось как с выборами: вместо разбирательства по существу вопроса Семенов получил выговор. Фактически за то, что написал свое особое мнение, официально отказался признавать итоги сфальсифицированных выборов, вполне устроивших руководство местной КПРФ. Ну, и конечно, ему периодически вменяли «преступную связь» с ЖВ и коалицией «За честные выборы». На следующих выборах его и вовсе отозвали из ТИКа, партия КПРФ поменяла своего представителя в избиркоме, который больше не имел «особых мнений». Семенов долго искал справедливости во всех инстанциях вертикали КПРФ, наивно пытался объяснить, что речь идет о кодексе чести партии, что действия местного горкома противоречат не только уставу КПРФ, но и вере избирателей в ее непогрешимость.
«Все, я устал, – сказал он мне однажды, – ты была права, это не отдельные недостатки и не случайные совпадения. Это система, она сверху до низу, я ухожу, хотя в душе остаюсь коммунистом». Так он ушел из партии, которая была для него символом справедливости и для которой он сделал в Жуковском больше, чем все аникановы вместе взятые.

Было бы несправедливо сказать, что это «выбило его из седла». Он не поставил крест на своей работе в избиркоме. Его выдвинула в ТИК партия «Яблоко», для которой политические взгляды Семенова оказались менее важными, чем его щепетильная честность, приверженность чистоте выборного процесса и высокий профессионализм. Конечно, горком КПРФ тут же объявил Семенова коллаборационистом, но это уже ничего не меняло в его жизни. Потому что правда, достоинство и незапятнанная репутация все равно остались на его стороне. Его фамилии нет и не будет в списках фальсификаторов города Жуковского, который мы ведем с 2009 года. Я уверена, рано или поздно этот список будет востребован по назначению.

А еще с Владиславом Владимировичем осталось много друзей и любящая, поддерживающая его семья, что, согласитесь, вполне способствует долголетию. Он по-прежнему и без устали спорит со мной о политике, общественном мироустройстве, истории страны. Мы часто не совпадаем во мнениях и оценках. Но уважаем право обоих иметь свои взгляды.

«И запомни, Наташа, – не раз замечал он мне, – в светлой России будущего я все равно буду коммунистом… Если доживу, конечно».

Дорогой мой Владислав Владимирович, с днем рождения! Спасибо, что вы есть, что вы с нами и что вы верите в свет в конце тоннеля.

Я очень вас прошу… Нет, я просто настаиваю, дожить до светлой России будущего – это главная цель всех порядочных людей. И, надо признать, она стоит того, чтобы стараться изо всех сил.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.