В ЛИИ им. М.М. Громова музей планируют перевести в подразделение, отвечающее за связи с общественностью.
«Память предков» у нас теперь даже в Конституции закреплена, а с реализацией не для красивой картинки или отчетности по-прежнему плохо, причем еще хуже, чем раньше. Наступила эра «оптимизации», которая в отдельном взятом случае дошла и до памяти.
Практически в каждой семье наукограда есть бывшие и нынешние сотрудники Летно-исследовательского института. К сожалению, сегодня и это легендарное градообразующее предприятие попало в жернова «оптимизации», сокращение сотрудников, отделений и лабораторий затронуло многих.
«Эффективные» менеджеры также решили, что при значительном уменьшении штата можно пожертвовать и памятью, лишив музей самостоятельности и отдав его в подчинение другому подразделению.
Директор музея ЛИИ Мария Федоровна Леонова, которая уже не первый год борется за сохранение истории Института, написала служебную записку, в которой высказала свои тревоги и сомнения по поводу такой оптимизации.
«Прошу Вас принять срочные меры по недопущению передачи музея истории ЛИИ непрофильному подразделению института, не имеющего прямого отношения к научно-технической информации. Музеи трудовой славы (в том числе и в Институте) были созданы по распоряжению Министерства авиационной промышленности практически во всех организациях авиационной промышленности. Основными задачами созданных музеев являются сбор, систематизация научно-технической информации, имеющей историческую ценность, отражающую историю института, его становление и развитие, трудовую деятельность коллективов, личный вклад сотрудников института в развитие авиационно-космической науки и техники в целях сохранения исторической памяти. Это наследие о выдающихся деятелях авиационно-космической науки и техники, которое является неоценимым историческим источником для изучения и использования богатого опыта прошлого в интересах дальнейшего развития настоящего и будущего страны.
Музей Института был создан в конце 70-х годов на базе упраздненного кабинета научно-технической информации первого отделения научно-технической информации. Экспозиция музея тесно связана с именами ученых, летчиков-испытателей, летчиков-космонавтов, рабочих коллективов научных и производственных отделений в соответствии с решаемыми задачами и тематической направленности работы института.
Музей располагает многими историческими документами и материалами создания института в 1940-1941 годах, документами правительственных наград, работы института и его деятельности, а так же жизни и деятельности создателя и первого начальника ЛИИ, выдающегося летчика, ученого и государственного деятеля М.М. Громова, имя которого носит наш институт.
Поэтому считаю передачу музея истории ЛИИ в непрофильное подразделение института, так же как и упразднение отделения Научно-технической информации и печати, которое было создано в структуре ЛИИ первоначально как «Информационный отдел» (приказ начальника ЛИИ им. М.М. Громова от 11.03.1941 г.), большой управленческой ошибкой, имеющей негативные последствия».
Стыдно подозревать, когда вполне уверен. За последние годы мы увидели столько примеров, когда нужные, но не рентабельные отделы, организации и учреждения убивали по частям. Сначала их оптимизировали, как бы признавая важность, но урезая финансирование и материально-техническую базу, а затем, если они сами не закрывались, то ставили точку в их истории, так как в таком масштабе уже и важности никакой не было. Похоже, музей ЛИИ скоро дополнит этот печальный список. Такое время: не нужны ни люди, ни память.