В отечественной вертолетостроительной отрасли наметился спад производства

1310

В 2020 г. на заводах холдинга «Вертолеты России» планируется изготовить около 170 винтокрылых машин военного и гражданского назначения

Рубежи отрасли

В 15 по 17 сентября в столице в МВЦ «Крокус Экспо» проходила XIII Международная выставка вертолетной индустрии «ХелиРаша-2020» (HeliRussia 2020). Во время работы выставочного форума генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сообщил представителям СМИ, что «в целом программа производства на нынешний год – порядка 170 вертолетов, в том числе военных – порядка 95 единиц. Гражданской техники у нас будет порядка 75-80 единиц. Это и производство, и поставки».

Следует сказать, что суммарно на отечественных вертолетных заводах, входящих в холдинг «Вертолеты России», в прошлом году было построено 153 вертолета. На авиаремонтных заводах в прошлом 2019 г. капитальный ремонт прошли 124 вертолетов. Для сравнения: в России в 2018 г. построили 169 вертолетов. Можно сделать вывод, что отрасль возвращается на рубежи позапрошлого года.

Однако, судя по официальным сообщениям, у вертолетного холдинга имеется большой портфель твердых заказов на вертолетную технику. Только по вертолетам военного назначения в 2019 г. был заключен 21 контракт на поставку 234 вертолетов на сумму более 290 млрд. руб. Из них с зарубежными странами в 2019 г. было заключено контрактов на общую сумму свыше 110 млрд. руб., что, по утверждению руководства холдинга «Вертолеты России», превышает показатели 2017 г. и 2018 г. (вместе взятые) в 3 раза. В частности, объем поставок по линии военно-технического сотрудничества по сравнению с 2018 г. увеличился на 3%, при этом количество поставленных боевых и ударных вертолетов сохранилось на уровне 80%.

Экспонаты выставочного форума

В выставке «ХелиРаша-2020» приняло участие более 150 компаний и фирм из 11 стран. Единственным иностранным разработчиком и производителем вертолетов на «ХелиРаша-2020» стала американская компания Bell Textron Inc. Компания экспонировала новейший легкий однодвигательный вертолет Bell 505. Организатором выставки выступило Министерство промышленности и торговли России.

Самыми крупными натурными экспонатами отечественной вертолетной индустрии стали вертолеты Ми-38, Ка-32A11BC, «Ансат». На выставке был представлен новый водяной бак СП-32 отечественного производства, предназначенный для модернизированных вертолетов серии Ка-32A11М. В рамках модернизации на вертолете Ка-32A11М планируется установить новое бортовое радиоэлектронное оборудование, более мощные двигатели ВК-2500ПС-02 и усовершенствованную систему пожаротушения.

На выставке «ХелиРаша-2020» продемонстрировали многоцелевой вертолет «Ансат», оснащенный дополнительным оборудованием: внутренним топливным баком и баллонетами. Созданная система аварийного приводнения «Ансата» предназначена для поддержания вертолета на плаву в случае вынужденной посадки машины на воду. Баллонеты обеспечивают плавучесть вертолета в течение 30 минут. В комплект входят надувные баллонеты, два спасательных плота и аварийный комплект жизнеобеспечения (в том числе радиомаяк для определения местонахождения воздушного судна). По утверждению разработчиков, эта система позволит «Ансату» выполнять полеты на объекты нефтяных и газовых компаний, расположенные на значительном удалении от берега, а также  участвовать в поисково-спасательных операциях над водной поверхностью. Росавиация сертифицировала установку системы аварийного приводнения вертолета «Ансат» в 2020 г. Необходимо сказать, что в 2019 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) сертифицировало увеличение ресурса фюзеляжа легкого вертолета «Ансат» до 16 тыс. летных часов.

«Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), входящая в состав госкорпорацию «Ростех», представила на выставочном форуме натурный макет нового вертолетного двигателя ВК-650В, который предназначен для отечественных легких многоцелевых вертолетов, включая машины Ка-226 и «Ансат», а также перспективный легкий вертолет VRT-500, который в настоящее время разрабатывается.

Представляя новый двигатель на выставке, заместитель главного конструктора компании-разработчика двигателя «ОДК-Климов» Карен Малеев сообщил, что до конца 2020 г. будет завершено изготовление двигателя-демонстратора ВК-650В, а в 2021 г. начнутся его испытания. Новый вертолетный двигатель имеет взлетную мощность 650 л. с., также на различных режимах сможет «выдать» от 400 до 750 л. с.

Юбилей КВЗ

На неделе, когда проходила выставка «ХелиРаша-2020», Казанский вертолетный завод (КВЗ) отмечал 80 лет с момента создания. Согласно официальным сообщениям, производственный план КВЗ на 2020 г. предполагает выпуск более 60 вертолетов. Для сравнения приведем статистику выпуска вертолетов в Казани за последние пять лет: 2014 г. – 107 вертолетов, в 2015 г. – 77 штук, в 2016 г. – 70 машин, в 2017 г. – 65 вертолетов. В 2018 г. КВЗ реализовал 52 вертолета (36 штук Ми-8/17 и 16 «Ансатов»). В прошлом году на КВЗ  изготовили 52 вертолета.

Выручка ПАО «Казанский вертолетный завод» в 2019 г. сократилась на четверть до 16,1 млрд, руб., а чистый убыток – на 135 млн. руб. до 2,34 млрд рублей, Спад на КВЗ в абсолютном выражении равномерно распределился между внутренним и внешним рынками, которые показали убыль на 3 млрд. руб. до 8,5 млрд. руб. и 2,8 млрд. руб. соответственно.

Серийное производство перспективного вертолета Ми-38

4 сентября в Казани был продемонстрирован первый построенный для Специального летного отряда (СЛО) «Россия» Управления делами президента России вертолет Ми-38 повышенной комфортности. СЛО «Россия» должен получить первые два вертолета Ми-38VIP до конца 2020 г.

Стоит сказать, что в конце 2019 г. КВЗ получил для гражданской версии винтокрылой машины Ми-38 дополнение к сертификату типа в части салона повышенного комфорта, которая позволяет в VIP-варианте перевозить от восьми до 12 пассажиров.

Во время недавно прошедшего в Кубинке форума «Армия-2020» холдинг «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») заключил контракт с Минобороны РФ на поставку двух вертолетов Ми-38VIP с салоном повышенной комфортности. Во время выставки стало известно, что в нынешнем году Казанский вертолетный завод построил и передал Минобороны третий транспортный вертолет Ми-38Т.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский во время передачи первой машины Ми-38VIP заказчику в начале 2020 г. заявил, что прогнозируемая потребность потенциальных покупателей в Ми-38 до 2030 г. составляет более 100 машин и что Казанский вертолетный завод способен в течение года выпускать не менее 12 вертолетов Ми-38.

По заявлению руководства КВЗ, на сегодняшний день подписано несколько контрактов на поставку нового отечественного вертолета средней грузоподъемности Ми-38. Всего в портфеле заказов КВЗ имеется более 15 твердых и около 70 «мягких» заказов на машину Ми-38. Информации о крупных твердых заказах на винтокрылую машину Ми-38 со стороны коммерческих авиакомпаний пока не имеется. Хотя, как достижение сообщается, что в 2020 г. подписан первый контракт на Ми-38 с зарубежным заказчиком. Однако количество заказанных вертолетов не указывается.

Для повышенного интереса к вертолету Ми-38 в первую очередь необходимо довести ресурс установленного на машине двигателя ТВ7-117В до 6 тыс. часов. Сейчас ресурс мотора составляет около 3 тыс. часов. Статистика показывает, что в последние годы из-за кризиса в нефтяной отрасли на мировом рынке значительно уменьшился спрос на винтокрылые машины, аналогичные Ми-38.

Можно уверенно предположить, что в ближайшие годы темп производства вертолета Ми-38 на КВЗ составит 3-4 машины в течение года.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"