Проблемы штучного производства самолета-амфибии Бе-200

352

В начале сентября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко посетила Ростовскую область, побывала на Таганрогском авиазаводе, где провела совещание «О состоянии и перспективах развития российского авиастроения»

Текущее положение на авиазаводе

В СМИ «попали» только общие фразы. Например, «в ходе совещания Валентина Матвиенко выразила готовность оказать поддержку и содействие в принятии решений о дополнительных мерах господдержки предприятия и обеспечения его загрузки». Выступая на совещании, генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь рассказал, в частности, о текущей загрузке ТАНТК им. Г.М.Бериева и подчеркнул, что необходимо обеспечить предприятие новыми заказами по поставкам Бе-200 в интересах российских ведомств, в первую очередь МЧС России. Никакой конкретной информации о выступлениях на совещании в СМИ не появилось.

Однако, если проанализировать информацию общего характера, то можно сделать неутешительные выводы. В 2018 г. Минобороны России подписало с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) контракт на поставку Морской авиации ВМФ трех самолетов-амфибий Бе-200ПС (ЧС), хотя перед этим говорилось о шести машинах. Летом 2018 г. руководитель ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» Юрий Грудинин (в то время) заявил, что «сейчас на авиазаводе заложено пять самолетов Бе-200 для Минобороны России».

Первый Бе-200ПС (ЧС) для военных собирались поставить в 2019 г. До 31 декабря 2019 г. самолет-амфибия Бе-200 (№ 311) для Морской авиации ВМФ России так и не поднялась в воздух. Первый полет самолета на заводском аэродроме состоялся только в феврале 2020 г. Машину Бе-200 (№ 311) военные получили только спустя пять месяцев.

В нынешнем году планируется построить для Минобороны России» два самолета-амфибии Бе-200ПС (ЧС). Реальное положение дел позволяет предположить, что будет построена только одна машина, а в начале 2021 г. – еще одна. Можно предположить, что на этом твердые заказы на Бе-200 заканчиваются.

Стоит сказать, что в  2018 г. на авиазаводе в Таганроге после переноса производства из Иркутска в Таганрог построены и сданы заказчику три самолета-амфибии Бе-200ЧС (серийные № 306, № 307 и № 308). Эти машины были переданы МЧС России. 308-я машина – заключительная по контракту 2011 г.

В 2017-2018 гг. руководством Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М.Бериева было подписано несколько контрактов и соглашений на поставку самолетов-амфибий Бе-200 на экспорт. В частности, с Китаем и Чили. Сейчас об этих экспортных контрактах не говорится ни слова. Зато есть просьбы к руководителю сената В.Матвиенко помочь получить твердые заказы от российских госструктур.

Финансовые вопросы

Согласно официальной информации, в 2019 г. ТАНТК получил чистый убыток по РСБУ в размере 3,7 млрд. руб. На годовом собрании руководитель ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», которое состоялось в июле 2020 г. акционеры приняли решение не выплачивать дивиденды за 2019 г. из-за отсутствия прибыли, а также избрали Совет директоров и ревизионную комиссию. Аудитором общества на 2020 г. акционеры утвердили АО «БДО Юником».

Также на годовом собрании было отклонено предложение об увеличении уставного капитала предприятия путем размещения дополнительного выпуска акций на 500 млн. руб.

Однако в начале сентября из Таганрога пришло сообщение, что ТАНТК намерен получить 22,5 млрд. руб. у своего основного акционера ОАК, которое входит в состав госкорпорации «Ростех». Деньги собираются привлечь через допэмиссию: ОАК выкупит новые акции ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» в количестве 45 млн. штук по 500 руб. каждая на общую сумму 22,5 млрд. руб. Дополнительные акции могут быть оплачены деньгами, в том числе путем зачета денежных требований к ТАНТК. Вопрос о допэмиссии должен быть одобрен на собрании акционеров ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» 5 октября 2020 г.

Необходимо сказать, что за три года (2016-2018) ТАНТК им. Г. М. Бериева получило на развитие более 886,1 млн руб. По официальной информации эти средства были направлены в рамках федеральных целевых программ по техперевооружению, выполнению работ по модификации и модернизации самолетов.

Смена руководства

В начале июня нынешнего года неожиданно подал в отставку генеральный директор ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» и одновременно генеральный директор ПАО «Таганрогский АНТК им. Г.М.Бериева» Юрий Грудинин. Причем одновременно с двух постов. Вначале в официальных сообщениях говорилось, что полномочия Ю.Грудинина были прекращены досрочно, затем, что он ушел по собственному желанию. В официальном сообщении не указывалась причина досрочного расторжения контракта с Ю.Грудининым. По неофициальной информации, предположительно, руководством ОАК была проведена закрытая проверка, которая выявила финансовые нарушения.

Сейчас по информации ряда федеральных сайтов, в отношении Ю.Грудинина возбуждено уголовное дело по делу о мошенничестве. 27 августа нынешнего года Таганрогским судом в отношении бывшего генерального директора ТАНТК им Г.М. Бериева ЮрияВладимировича Грудинина была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Ю.Грудинин руководил ТАНТК им. Г.М.Бериева с декабря 2015 г. по июнь 2020 г.

В июле управляющим директором ТАНТК назначен 48-летний Михаил Тихонов. Около 10 лет Михаил Тихонов проработал на различных должностях в системе Финансово-прмышленной группы «Донинвест» (с 1993 г. по 2004 г.). С 2004 г. по 2012 г. он замещал различные руководящие должности в ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ). С 2012 г. по 2014 г. Тихонов являлся заместителем генерального директора, а затем – генеральным директором ОАО «Ростовский завод гражданской авиации № 412». С 2014 г. по 2018 г. он был министром промышленности и энергетики Ростовской области. С 29 ноября 2018 г. указом губернатора Ростовской области М.Тихонов был назначен на должность заместителя губернатора Ростовской области (вопросы промышленности, энергетики и транспорта). В июле прошлого года Тихонов неожиданно ушел в отставку по собственному желанию.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут