На прошлой неделе соцсети взорвало сообщение о планах сокращения педагогического состава детского сада № 23, единственного дошкольного учреждения в городе, которое специализируется на речевых нарушениях и задержке психического развития.
Информация исходила от родителей детей, которые довольно эмоционально восприняли устные сообщения администрации об отсутствии финансирования на специализированный д/с. «Почему финансовые вопросы у нас всегда рассматриваются без привязки к конкретной ситуации, игнорируя человеческие аспекты, конституционные права граждан, – задается риторическим вопросом многодетная мама Оксана Мишукова. – Все думают об оптимизации, но кто подумает о наших детях, которым необходимо посещение специализированного детского сада с соответствующей системой дошкольного образования? Без этого они просто не смогут поступить в общеобразовательную школу, у них просто отнимают реальные шансы на полноценное детство».
Детский сад № 23 уже несколько десятилетий занимается с детьми с нарушениями речи, а с 2011 года имеет официальный статус дошкольного учреждения компенсирующего вида. В уставе этого дошкольного образовательного учреждения прописаны цели деятельности, в том числе коррекция тяжелых нарушений речи, задержки психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной психолого-педагогической помощи, оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям.
Детский сад рассчитан на 80 детей, функционируют шесть групп: четыре группы для детей с тяжелыми нарушениями речи и две группы для детей с задержкой психического развития. В каждой группе с нарушениями речи – не более 12 детей (по факту набирают по 15-16 детей), а в группах с задержкой психического развития – не более 10 детей. Для того, чтобы попасть в этот сад, нужно пройти городскую медико-педагогическую комиссию, в группах есть и дети с инвалидностью. В каждой группе, помимо двух воспитателей, есть логопед, который ведет детей своей группы два года. В двух группах для детей с задержкой речевого развития еще есть дефектологи.
«Выстроена система коррекционной работы, в которой работают и воспитатели, и логопед, и родители, только все вместе мы можем добиться успехов», – уверена мама одного из воспитанников Лилия Чистякова. – Большинство детей удается подготовить за два года к поступлению в обычную общеобразовательную школу».
«У сына была аллергия на курицу, в другом детском саду он на завтрак ел кашу, на обед – холодную кашу, которую оставляли с утра, а вечером сухари, которые я ему давала с собой. В 23-м саду я принесла медсестре справки, что у ребенка аллергия на курицу, и она пересмотрела для моего ребенка меню, например, если на обед курица, то ему варят овощной суп. Такое отношение к детям нужно поощрять, а не оптимизировать»
Не дожидаясь официальных решений родители написали обращение в администрацию президента, Министерство просвещения РФ, уполномоченному по правам ребенка и министру образования Московской области, в котором отметили, что действие администрации города нарушают права родителей, а также права и законные интересы детей, так как «оптимизировать» собрались единственный детский сад, предоставляющий коррекционную и образовательную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. «Единственным видимым мотивом Администрации является оптимизации расходов бюджета. Никакие нематериальные ценности в расчет не берутся, в нарушение прямого указания ст. 2 Конституции Российской Федерации о том, что человек, его права и свободы являются в России высшей ценностью, – указано в обращении. – В том числе и право на образование (ст. 43 Конституции РФ) и право на выбор родителями образовательной организации для своих детей (пп. 1 п. 3 ст. 44 Федерального закона № 273- ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании в РФ»)». Как отмечают родители, при сокращении сотрудников детский сад просто не сможет функционировать в прежнем режиме, он просто потеряет свой статус специализированного учреждения: «Мы категорически против того, чтобы наши дети стали жертвами соответствующих реформ. Организационные изменения – это стресс, который обязательно скажется на качестве образования воспитанников детского сада, в связи с отсутствием в детском саду необходимых для обучения специалистов».
Уникальность детского сада № 23 не оспаривает никто, это пожалуй единственный вопрос, по которому у чиновников и педагогов с родителями нет разногласий. Для многих родителей это единственная возможность социализации для их детей, а также шанс поступить в общеобразовательную школу. И «оптимизировать» будущее своих детей они не дадут.
«У меня с детским садом № 23 давняя, практически уже семейная история, – рассказывает Оксана Мишукова, – в двухтысячных туда ходил еще мой младший брат. Потом в 2012 году пошел мой второй ребенок, у которого были проблемы с произношением. За два года до школы ему полностью поставили речь, он начал правильно читать и говорить, поступил в школу № 10, и главное, смог там учиться наравне со всеми. В 2014 году у меня родились двойняшки, один из них начал говорить только в три года. В обычном саду мы по понятным причинам находиться не могли. Помимо всего прочего, дети еще и часто болели, ведь,. согласитесь, когда тридцать детей в одной группе, ребенок со слабым здоровьем постоянно болеет. Дети ходили в сад максимум два дня, а потом мы уходили на больничный. К пяти годам мы прошли психолого-педагогическую комиссию и получили направление в детский сад № 23. За год занятий дети сильно продвинулись, прогресс заметен всем. Каждый день проводятся по 3-4 занятия с логопедом, групповые и индивидуальные, работают дефектологи. Врач-психиатр проводит индивидуальные консультации. То есть происходит комплексная работа: педагогическая и коррекционная деятельность, а также медикаментозное лечение. Если в детском саду пройдут сокращения и нарушится система занятий с детьми, то мои дети просто не смогут поступить в общеобразовательную школу».
По словам еще одной мамы, Лилии Чистяковой, результаты детей говорят сами за себя, и это должен быть самый главный критерий для оценки детского сада. «Мы изначально ходили в другой детский сад, и там логопед нам посоветовала перейти в 23-й, – вспоминает Лилия. – У ребенка не было поставлено много звуков, для исправления нужна постоянная работа, а не отдельные занятия без какой-либо периодичности. Мы прошли комиссию и получили направление в детский сад № 23. И я вижу, как весь этот год мой сын сильно прогрессировал. На сегодняшний момент осталось подправить всего лишь несколько звуков. Специфика работы с детьми, у которых диагностировали нарушения речи, как раз заключается в том, что главное не упустить момент коррекции, это надо делать до школы, тогда шансов на полную нормализацию речи намного больше».
Финансирование фонда заработной платы сотрудников дошкольных учреждений происходит за счет областного бюджета. Суммы рассчитываются по нормативам, однако все-таки для обычных и специализированных садов они разные. И если это по каким-то причинам не учли изначально, городу стоит об этом напомнить. Вопрос только в том, кто это сделает: чиновники или родители. От этого зависит и тон, и последствия.