Жуковский «подружился» против ЛРТ

1483

Как одиозный проект сплотил местные общество и власть, заставив вспомнить о принципах местного самоуправления

На совещании в Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области по вопросу разработки проектов внесения изменения в Генплан было официально объявлено об исключении линии легкорельсового транспорта из Генплана города.

Соответственно, эта линия ЛРТ будет исключена и из схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, что окончательно закроет вопрос о проекте, который два года висел «дамокловым мечом» над городом. Пока не совсем понятно, будет ли эта ветка перенесена или вообще исключена из планов транспортного обслуживания, ясно одно − линия ЛРТ не будет проходить в черте города Жуковский.

Чисто жуковская история

У жуковчан получилось, причем впервые у всех: и у местной власти и у местного общества, которые в большинстве случаев находятся по разные стороны баррикад. Но сейчас победа одних не стала поражением других, потому что цель у всех была одна – исключить проект ЛРТ из центральной части города, с заходом в цаговский лес.
Это результат усилий всех жуковчан. И тех, кто пришел на публичные слушания по Генплану в сентябре, чтобы высказать свое мнение устно и письменно, и тех, кто уже после публичных слушаний атаковал областные министерства письмами. Тех, кто подписывал обращение на сайте Российской общественной инициативы (РОИ), и тех, кто пытался организовать референдум по вопросу ЛРТ. И тех, кто выдал «обратную связь» в бюллетенях на голосовании по поправкам в Конституцию. А также это заслуга местной власти, исполнительной и законодательной, градообразующих предприятий, которые смогли выступить против регионального проекта. С обращениями к главе города выступили ЦАГИ и АО «Рампорт», Совет директоров города, Совет депутатов, Общественная палата и профсоюзы. А администрация в лице главы города на каждое официальное письмо из области упорно отвечала своими возражениями по проектам ЛРТ и дороги на ул. Грищенко. По сравнению с 2018 годом, когда бывший глава города Андрей Войтюк согласовал линию ЛРТ по ул. Дзержинского и Горького, картина сильно поменялась, и главное – в лучшую сторону.

Я абсолютно уверена, что главной причиной «исхода» ЛРТ из центра города является консолидация местной власти и общества, а также единство целей в самом обществе. Это на моей памяти единственный прецедент за более чем десятилетнюю историю взаимоотношений общества и власти. И главное – это некое, пусть и в урезанном виде, возвращение принципов местного самоуправления, на которое не смогли не отреагировать региональные власти. В данном случае, искать мотивацию вертикали власти – бессмысленное занятие, важен сам факт. Факт единства целей жуковского сообщества позволил преодолеть все обстоятельства и стал прекрасным форс-мажором в сложившейся системе координат.

«Американские горки» на жуковском ланшафте

История с ЛРТ в Жуковском началась в 2018 году, когда от этих благ цивилизации «отбрыкались» соседи. Первоначально отрезок от железной дороги Казанского направления до аэропорта Жуковский решили провести от станции Удельная, через земли Вереи и Быково, а дальше по присоединенным к Жуковскому землям до аэропорта. При этом ЛРТ прочертили прямо по территории Баженовской церкви, которая является памятником федерального значения. Жители поселений молчать не стали, тем более в то время еще не успели ликвидировать местное самоуправление на этом уровне, и выдали четкую «обратную связь» в виде митингов и множества обращений в различные инстанции. В итоге, в схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (СТП ТО МО) внесли изменения, исключив линию ЛРТ через Верею и Быково, и тут же «подарив» ее Жуковскому во главе с не обсуждающим приказы полковником Андреем Войтюком. В июне 2018 года Андрей Войтюк согласовал предлагаемый проект линии легкорельсового транспорта от станции Отдых по ул. Дзержинского через старую часть города, с заходом в цаговский лес. При этом он в свойственной ему манере довел даже такую фанстасмагорию до полного абсурда, согласовав участок по ул. Горького в тоннеле. Естественно, в интересах жителей города, которых забыли спросить и предупредить. В официальном ответе руководителя территориального отдела Комитета по архитектуре и градостроительству Светланы Юдиной обозначались цели этой линии легкорельсового транспорта − повышение уровня транспортного обслуживания городского округа Жуковский, снижение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть за счет привлечения пассажиров на ЛРТ, обеспечение быстрого, удобного и надежного пассажирского сообщения в городе.

Обратную связь на свою чрезмерную заботу о жителях в угоду вертикали власти чиновники получили в сентябре 2019 года на публичных слушаниях, когда увидели эту линию ЛРТ в проекте Генплана, причем в информационных целях, потому что «все решено уже до вас». В это время Андрей Войтюк уже оставил пост градоначальника по собственному желанию, перейдя на работу в ЦАГИ. Новый глава города Юрий Прохоров еще в процессе публичных слушаний направил обращение в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области с просьбой исключить линию ЛРТ из проекта Генплана. Основанием для подобного обращения, помимо мнения жителей города, стали письма ЦАГИ и АО «Рампорт», которые также сообщили о нецелесообразности данного проекта.

Протокол публичных слушаний по внесению изменений в Генплан Жуковского однозначно показал мнение жителей, которым предлагалось погрузиться в атмосферу Нью-Васюков: несколько тысяч письменных и устных заявлений против проекта легкорельсовго транспорта поступили в комиссию по проведению публичных слушаний. Однако в арсенале областных чиновников оставался еще один аргумент: проект ЛРТ нельзя убрать из проекта Генплана, пока не внесут изменения в СТП ТО МО, главный документ по транспортным проектам в регионе. Но жуковчане не унимались. На всех заседаниях в областном ведомстве представители Жуковского высказывали свои аргументы против данного проекта, причем с каждым разом аргументация увеличивалась и оттачивалась, а накал страстей не утихал. К концу 2019 года появился осторожный оптимизм, однако в феврале 2020 года он не только прошел, но и сменился на состояние безысходности. Однако местное сообщество не опустило руки, всячески посылая вербальные и невербальные знаки региональной власти. Список обращений против ЛРТ стал разрастаться − Совет директоров, Совет депутатов, Общественная палата, профсоюзы. А жители устраивали флешмобы − сбор подписей на РОИ, заявка на референдум, использование бюллетеня на голосовании по поправкам в Конституцию в качестве бланка для выражения мнения по ЛРТ. И в какой-то момент все вместе сработало.

Глава города Юрий Прохоров:

«Жуковский услышали, ЛРТ не будет»

Двухгодичная история с ЛРТ в Жуковском подходит к финалу, причем оптимистичному. В чем главный секрет этого успеха?

— Я считаю, главное, что у Жуковского в этой ситуации был единый голос, и область его услышала. Я благодарен всем жуковчанам за их активную гражданскую позицию, градообразующим предприятиям и общественным организациям за поддержку мнения жителей. Администрация города свою позицию высказала еще во время публичных слушаний в сентябре 2019 года, и все это время мы последовательно доносили консолидированное мнение наукограда до всех министерств и ведомств. Я всегда выступал за взаимодействие с областными министерствами на основе диалога. Намного эффективнее не ждать указаний, а участвовать в формировании решения, фокусируя внимание руководства на рисках и предлагая адекватные обстоятельствам решения. И нам удалось донести и объяснить, что нужно городу для бережного развития.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев услышал мнение жителей города и согласился с ним. Власть слышит людей и это очень важно, в нашей ситуации принцип губернатора «житель всегда прав» помог решить резонансный вопрос. Руководитель Комитета по архитектуре и градостроительству Владислав Гордиенко поручил внести эти изменения в проект Генплана Жуковского и в схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Я благодарен Владиславу Валерьевичу за детальную проработку и понимание важности вопроса. Благодаря действиям региональных властей мнение жителей города реализовалось в решение, рекомендации общества были услышаны и приняты.

То есть, жуковчане могут быть спокойны, линия ЛРТ точно не пройдет по улицам города?

— От станции Отдых по городским улицам и городскому лесу линии легкорельсового транспорта не будет, исключат ли эту линию или перенесут − вопрос открытый, который сейчас находится у проектировщиков в стадии разработки.

ЛРТ самый резонансный вопрос Генплана, но далеко не единственный. Например, та же самая магистраль на ул. Грищенко, нарисованная в информационных целях, потому что уже утвержденная с СТП ТО МО…

— Этот вопрос сейчас также обсуждается на совещаниях в Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, администрация города во всех письменных обращениях и отзывах на проект Генплана выступает за перенос магистрали от жилых домов. Тем более, что так раньше и планировалось. Как мы убедились, в области нас слышат, консолидированная и аргументированная позиция по городским вопросам позволяет добиться понимания. И я рад, что за последний год удалось возвратить в город часть сквера по ул. Маяковского, исключить линию ЛРТ, положительное решение вполне реально и по ул. Грищенко.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.