Любимое время – будущее

1312

В ближайшие пять лет США смогут полностью прекратить закупку для своих ракетоносителей (РН) российский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) РД-180

Американская компания ULA произвела и готовит к наземным испытаниям первый ЖРД ВЕ-4 – аналог отечественного ЖРД РД 180, который с начала 1999 г. приобретается США для установки на своих РН «Атлас-3» и «Атлас-5». Второй ЖРД ВЕ-4 предоставят для испытаний через месяц: ожидается до конца нынешнего июля. РН нового поколения «Вулкан Центаур» с ЖРД ВЕ-4, по заявлению компании ULA, будет  готова к запуску в 2021 г.

По официальной информации, на конец мая 2020 г. НПО «Энергомаш» поставило в США суммарно 119 штук ЖРД РД -180. Шесть штук РД-180 планируется поставить в США до конца декабря 2020 г.

Компания ULA (United Launch Alliance) принадлежит компаниям «Боинг» и «Локхид Мартин». С декабря 2006 г. компания ULA отвечает за выведение космических аппаратов в космос по заказу правительства США.

В 2014 г. после того, как Крым был присоединен к России и, как следствие, ухудшились  российско-американские отношения, а также отношения с Европейским Союзом, различные политические деятели России и США предлагали  прекратить поставки двигателя РД-180, используемые американцами. Однако здравого смысла и прагматического расчета хватило, чтобы не прекращать успешный бизнес.

В 2011 г. Счетная палата России, проверяя НПО «Энергомаш», установила, что в 2008-2009 гг. чистый убыток предприятия от поставок ЖРД РД-180 в США составил 880 мли рублей или почти 68% всех убытков компании. Продажная цена одного двигателя РД-180 для США, по неофициальной информации, была тогда около $12 млн. По словам исполнительного директора НПО «Энергомаш» (на тот момент) Владимира Солнцева, до 2010 г. РД-180 продавались с убытком, поскольку себестоимость производства росла более высокими темпами, чем цена, по которой удавалось наладить сбыт. По его словам, «в 2010-2011 гг. был принят ряд мер, и ситуацию удалось выправить».

Но даже тогда не были прекращены поставки РД-180 в США. На сегодняшний день ежегодные поставки ЖРД РД-180 (до 1десяти штук в год) в США суммарно составляют приблизительно 50% выручки предприятия.

После того, как американская компания создала и успешно вывела в космос новый пилотируемый космический корабль «Драгон В2» с двумя астронавтами на борту, успешно пристыковавшийся к Международной космической станции (МКС), изготовление опытного образца ЖРД ВЕ-4 – это второй «эпизод» не пользу госкорпорации «Роскосмос». Кстати, первая миссия Драгон В2» (или «Кру Драгон» по-другому) с астронавтами Дугласом Харли и Бобом Бенкеном, успешно стартовавшая в конце нынешнего мая, должна завершиться посадкой на Землю в августе. Старт второй испытательной миссии КК «Кру Драгон» (Crew Dragon») запланирован на 29 августа текущего года. Темпы, с которыми работает «космическая» Америка, поражают, особенно темпы частной компании «СпейсХ», руководимой Илоном Маском.

Нашей ракетно-космической промышленности (РКП) в обозримом будущем не угнаться за США. За двадцать прошедших лет отечественной РКП не удалось создать ни нового космического корабля «Орел» («Федерация») для замены КК «Союз», ни многоразового ракетоносителя, чтобы конкурировать с компанией Илона Маска, ни запустить к Луне новую автоматическую станцию. Список можно продолжить. За тридцать прошедших лет до стадии летных испытаний «дошли» только две модификации РН семейства «Ангара». Темпы работ удручающие.

Президент Российской академии наук академик Александр Сергеев в начале нынешнего года сказал: «Если мы говорим о соревновании в создании современного оборудования, современных научных инфраструктур, то здесь такие долгострои с отставанием по пять-семь лет очень опасны. Если мы будем долго строить, постоянно секвестируя нашу лунную программу, задвигать ее, то через какое-то время мы сами скажем, что дальше бессмысленно ее продолжать, потому то, что мы планировали осуществить, уже сделали конкуренты».

Если проанализировать выступления руководителей отечественной РКП, то можно сделать вывод, что для них любимое время – будущее (создадим, разработаем, построим…), потому что послезавтра за свои слова можно будет не отвечать.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"