«Лица города»: юбилеи испытателей

ЖВ продолжают публикации биографий выдающихся летчиков-испытателей и ученых, чья жизнь была связана с нашим городом и чьи юбилеи пришлись на июль текущего года.

665

В этом номере мы вспоминаем летчика-испытателя ЛИИ Ивана Ивановича Шумейко, ставшего впоследствии кандидатом технических наук и сотрудником Академии наук СССР, и заслуженного летчика-испытателя СССР Владимира Павловича Сомова. Иван Шунейко, чье 110-летие со дня рождения отмечается 7 июля, работал в летно-исследовательском институте фактически с момента его создания. В 1943 году летчик осуществил уникальные по тем временам высотные полеты, внеся таким образом неоценимый вклад в развитие отечественной авиации. После ухода из ЛИИ Иван Шунейко стал ученым и написал целый ряд книг, посвященных пилотируемым космическим полетам и подробно изучил американскую программу полетов на Луну. Другой юбиляр июля – Владимир Павлович Сомов, которому первого июля исполнилось бы 85 лет, первоначально был гражданским пилотом, а затем стал летчиком-испытателем ЛИИ и осуществил целый ряд важных испытаний вертолетов. В 1986 году Владимир Сомов принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. За летные испытания Владимир Павлович Сомов был удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Героев нашей публикации давно нет в живых и данная статья – это память о выдающихся испытателях, чьи работы послужили развитию нашей и мировой авиационной науки.

110 лет со дня рождения

Иван Иванович Шунейко 
(1910-2001)

Родился 7 июля (24 июня по старому стилю) 1910 года в Минске. С 1914 года жил в Москве, где начинал трудовую деятельность в хлебопекарне. Окончив в 1929 году радиотехнические курсы работал радиотехником. В 1930-1932 гг. Иван Иванович учился в Московском институте сельскохозяйственного машиностроения. В 1935 году окончил Московский авиационный институт. Обучаясь в вузе, одновременно с этим занимался в институтском аэроклубе. Получив высшее образование пришел на работу в центральный аэрогидродинамический институт, где вначале стал инженером, а затем и старшим инженером. Помимо работы в ЦАГИ Иван Иванович преподавал и в Московском авиационном институте. В 1936 году, окончив летную школу при ЦАГИ, приступил к испытаниям турбокомпрессоров на многоцелевом одномоторном самолете Р-Z и истребителе И-153 и силовых установок самолетов. В мае 1941 года пришел на работу летчика-испытателя в только что созданный тогда летно-исследовательский институт и посвятил испытательной работе 14 лет своей жизни. За это время Иван Иванович осуществил ряд важных испытаний, среди которых испытания моторов ВК-106 на Як-1, ВК-107 на Як-9, испытания двигателей ТВ-2 на самолете-летающей лаборатории Ту-4ЛЛ, двигателей РД-45 и РД-45Ф на Ту-12, двигателей РД-10 и РД-20 на больших высотах. Позднее в своей книге «Лечу за мечтой» известный летчик Игорь Иванович Шелест вспоминал о высотных полетах Ивана Шунейко в далеком 1943 году: «Полеты на высоты свыше 13 километров стали практиковать каждый погожий день. И каждый день наркомат, главный штаб требовали отчетов о состоянии работы. В связи с этим вспомнился характерный разговор. Однажды наш начальник Даниил Степанович Зосим, сам инженер-летчик, знакомый с высотными полетами (перед войной он принимал участие в испытаниях одного из первых советских скафандров), спросил Шунейко. — Скажи, пожалуйста, Иван Иванович, будучи на моем месте, сколько бы ты заплатил летчику за риск таких полетов на высоту? Некоторое время Шунейко молча глядел в глаза Зосиму и, улыбаясь светло, хотел проникнуть в тонкую суть вопроса. Потом ответил: «На мой взгляд, Даниил Степанович, эти полеты стоят столько, сколько стоит моя жизнь». Кроме того, летчик являлся ведущим инженером и вторым пилотом по испытаниям самолета «Либерейтор» и испытал головной Ту-4, провел испытания самолетов Як-9ПД, Як-ЗПД с мотором ВК-107ПД, Ла-7Д, Ту-14 на максимальное число Маха, Ту-16. В 1946 году Иван Шунейко защитил кандидатскую диссертацию. После ухода с испытательной работы стал в 1958 году сотрудником Академии Наук СССР, затем работал в Институте научно-технической документации, был главным редактором журнала «Экспресс-информация» Всесоюзного института научной и технической информации Академии наук СССР. Иван Иванович является автором целого ряда научно-технических книг, посвященных пилотируемым космическим полетам. В 1973 году вышла в свет большая книга И.И. Шунейко «Пилотируемые полеты на Луну». В этой работе, являющейся третьим томом серии «Ракетостроение», Иван Иванович подробно исследовал конструкцию, весовые, летные характеристики и космические летные испытания американских ракеты-носителя «Сатурн 5» и космического корабля «Аполлон» и описал полеты на Луну по программе Аполлон. Умер Иван Иванович Шунейко 27 августа 2001 года. Похоронен на Введенском кладбище Москвы.

85 лет со дня рождения

Владимир Павлович Сомов
(1935 -2014)

Родился 1 июля 1935 года в Саратове. В 1954 году окончил школу-десятилетку и местный аэроклуб. Учился в Краснокутской школе гражданского воздушного флота, окончил ее в 1956 году, а затем в 1962 году окончил Кременчугское вертолетное училище гражданского воздушного флота. Работал летчиком гражданской авиации. В 1969 году окончил школу высшей летной подготовки в Ульяновске. С 1971 по 1972 гг. был дежурным вертолетчиком летно-исследовательского института. После окончания в 1972 году вертолетного отделения Школы летчиков-испытателей, стал летчиком-испытателем ЛИИ. Посвятив 20 лет своей жизни испытательной работе осуществил ряд испытательных работ на вертолетах Ка-25, Ка-26, Ка-32, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-26. Летчик принимал участие в отработке методики транспортировки грузов на внешней тросовой подвеске с помощью двух вертолетов. Помимо испытательной работы, в 1984 году Владимир Павлович был летчиком-инструктором в школе летчиков-испытателей. В мае 1986 года участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В июле 1987 года при испытаниях вертолета Ми-26 был вынужден совершить аварийную посадку. 4 октября 1989 года Владимиру Павловичу присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». После ухода с испытательной работы в 1992-1993 гг. был авиадиспетчером в ЛИИ. Затем возглавлял летно-испытательную станцию гидроаэродрома летно-исследовательского института в Дубне. Умер Владимир Павлович Сомов 14 марта 2014 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

В статье использована книга известного историка авиации Андрея Симонова «Заслуженные испытатели СССР».

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут